В Пушкинском музее открылась выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении"

Можно сколько угодно рассуждать о незавидном конце глобализации, но без умных масштабных международных проектов жизнь музеев выглядит бледнее. Поэтому так радует выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина "Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту - Харминуя - Армина". Плод сотрудничества музеев России (в том числе ГИМа и Эрмитажа) и Армении, она подтверждает, что культура не имеет границ. В Москву привезли сокровища Национальный музей истории Армении, историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Музей истории города Еревана.

В Пушкинском музее открылась выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении"
© Российская Газета

Не менее интересно, что нынешняя выставка стала продолжением давнего научного сотрудничества археологов, музейщиков Армении и России. Оно стало отдельным сюжетом проекта. В последнем зале выставки можно увидеть альбомы 1950-х годов с фотографиями раскопок, дневники археологов, рисунки, реконструирующие орнамент росписей царского дворца... Все они - из архивов ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Вообще-то до Второй мировой одним из главных экспертов по царству Урарту был археолог Борис Борисович Пиотровский, из Эрмитажа. Именно он в 1949-м учил методике раскопок урартских памятников сотрудников отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина. Тогда на раскопки холма Кармир-Блур в Армению музей отправил Ирину Михайловну Лосеву и Ревекку Ионовну Рубинштейн. В 1949 году как раз и была найдена надпись царя Аргишти I. А с 1952 года начались раскопки уже крепости Эребуни на холме Арин-Берд. И в них археологи Пушкинского участвовали вместе с учеными АН Армении. С 1959 года экспедицию Пушкинского возглавила Светлана Измайловна Ходжаш. Она участвовала в раскопках царства Урарту почти двадцать лет. Памяти этой удивительной женщины, ученого, исследовательницы Древнего Востока, и посвящена эта выставка. В этом году - сто лет со дня ее рождения.

Выставка стала продолжением давнего научного сотрудничества археологов, музейщиков Армении и России

Так история открытия древнего царства Урарту, существовавшего на Армянском нагорье в IX-VII веках до н.э., стала частью истории и Пушкинского музея. Ядро урартского собрания музея - находки совместной экспедиции АН Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина, работавшей в1952-1978 годах на холме Арин-Берд, где была урартская крепость Эребуни. Крепость эта - древний исторический центр Еревана, основанного царем Аргишти I в 782 году до н.э. Гордость музея - монументальные росписи, найденные у храма бога Халди и в большом зале дворца Аргишти I в Эребуни. Их относят к VIII - IV вв. до н.э. На выставке впервые после реставрации представлены и части "карасов" - глиняных сосудов для хранения вина или зерна.

Экспозиция начинается с памятников бронзового века этиунской культуры, которая на Армянском нагорье существовала с XVI века до н.э. Среди самых впечатляющих - булавка с ажурным ромбом и круглыми выступами, в которой "спрятана" модель Солнечной системы - с Землей, Луной, Солнцем и планетами. "Космическую" булавочку (из коллекции ГИМа) датируют примерно XII веком до н.э.

Во времена, когда бронзу сменило железо, рядом с памятниками этой культуры появились и произведения урартских племен. Второй раздел выставки показывает вещи эпохи царства Урарту, утонченные, отмеченные влиянием ассирийской культуры. В третьей части проекта - находки более поздней эпохи Ервандидов, то есть VI-IV вв. до н. э., когда формируется древняя армянская культура. К тому времени земли Урарту вошли в империю Ахеменидов. Тогда же в надписи царя персов Дария I появляется первое упоминание Армении на трех языках. На древнем персидском - Армина, на аккадском - Урашту, на эламском - Харминуя. Они включены в название выставки. Так история Урарту становится прологом истории древней Армении.

Царство Урарту соперничало с Ассирией. Собственно, благодаря памятникам ассирийской письменности и дошли до нас первые упоминания об этом царстве. Ассирийцы писали клинописью, в том числе - вырубали (буквально) послания в камне. Такое послание потомкам от Ашшурнацирапала II, в котором он сообщает о походе на страну Наири (Урарту), можно увидеть на выставке. Письмо в камне - из коллекции Пушкинского. А рядом более поздняя плита с царской надписью Сардури II - о заполненных зернохранилищах. Этот удивительный экспонат прибыл из Еревана, из Национального музея истории Армении.

Борьба с Ассирией способствовала не только тому, что ассирийско-вавилонскую клинопись грамотные люди Урарту приспособили для своего языка. Отчасти Урарту обязано Ассирийскому царству и своим появлением. По словам историков, из-за амбиций Ассирии, властитель которой скромно именовал себя царем Вселенной, племенам на Армянском нагорье пришлось объединиться в XII-IX веках до н.э. Племен было две группы. Одна - племена этиуни, которые занимали нагорье уже во времена бронзового века. Другие племена, собственно урартов, пришли, видимо, на эти земли чуть позже. Названием страны Урарту тоже обязана ассирийцам - так они именовали ее в своих надписях. От ассирийцев племена Урарту заимствовали и крылатых гениев с бородами. Но не только их. Львы и быки были всюду - как символы власти и мощи. Бронзовый скипетр украшает изящно сделанная голова быка. Коленопреклоненный бык на голубом фоне - и на росписи малого зала царского дворца. Крылатый лев замер в прыжке на чеканке мужского пояса из бронзы. Львы и быки шествуют по кругу поля щита, который "богу Халди, владыке, Руса, сын Сардури, ... посвятил". Ободок щита покрыт клинописью. Работа мастеров, работавших в 730-713 годах до н. э., впечатляет и сегодня. Фигурка льва украшает и бронзовую фибулу, и даже-розовую агатовую пуговицу.