Тюрьма на продажу: в Петербурге готовятся выставить на торги комплекс зданий бывшего СИЗО «Кресты»

Ровно 130 лет назад «Кресты» приняли первых арестантов на Арсенальной набережной. С 2017 заключенных этапировали в новые «Кресты 2»… В обществе повис вопрос – что будет с тюрьмой в сердце города? Жилой комплекс «камерного» типа, фудкорт с «баландой» в меню или музей российских «сидельцев»? Гадает весь Петербург. Но, кажется, развязка уже близка. До конца года государственная компания «ДОМ.РФ» должна выставить объект на аукцион.

Тюрьма на продажу: в Петербурге готовятся выставить на торги комплекс зданий бывшего СИЗО «Кресты»
© Мир24

Кресты – место во всех смыслах не столь отдаленное. Тюрьма стоит прямо в центре города. До Эрмитажа – три километра. Примерно столько же до Александринского театра… До Смольного еще ближе. Лакомый кусочек для строителей элитного жилья. Комплекс расположен на земельном участке площадью 4,2 га. На них – около десятка построек, основные два здания следственного изолятора и церковь.

Вокруг «Крестов» уже выросло несколько элитных жилых комплексов. Многие опасаются, что эту судьбу разделят и корпуса из красного кирпича. Евгений Тонков – адвокат. Не раз бывал в учреждении... по работе и даже написал книгу о легендарной тюрьме. Уверен – два крестообразных здания и церковь необходимо сохранить.

«Любая архитектурная находка мирового уровня – она важна! Крест, как способ существования людей, это архитектурная находка, находка пенитенциарной системы. Я провел глубокое исследование и оно привело в Швецию, потом в Финляндию и потом в Россию, и у нас эта идея была воплощена в максимальном масштабе», – говорит автор книги «История одной тюрьмы» Евгений Тонков.

По задумке, надзиратель мог находиться в самой верхней точке на пересечении коридоров. И видеть абсолютно все, что происходит в галереях с первого по четвертый этаж. Российский архитектор вкладывал в конструкцию не только утилитарную функцию.

«Корпус построен в форме креста. Два коридора расположены друг к другу под углом в 90 градусов. И отсюда неофициальное название учреждения – «Кресты». Но архитектор Томишко не случайно выбрал эту форму. Он считал, что каждый преступник – это грешник. И идея креста – идея покаяния. Архитектор полагал, что находясь в одиночном заключении, а тюрьма строилась как одиночная, и обращаясь наедине ко Всевышнему, преступник раскается в своем преступлении», – рассказывает старший инспектор отдела кадров и работы с личным составом сизо №1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталья Ключарева.

Для своего времени «Кресты» считались передовым учреждением. Впервые у заключенных появились вентиляция, ватерклозеты и водопровод. «Политических» в Петербурге традиционно содержали в Петропавловской крепости. Тюрьму «Кресты» обживал в основном уголовный элемент. Но после революции 1905 года акцент сместился. В камеры хлынул поток революционеров и инакомыслящих. Самые знаменитые из них:

революционер Лев Троцкий, министр Временного правительства Александр Керенский, дважды Герой Советского Союза Маршал Рокоссовский, актер театра и кино Георгий Жженов, ученый и авиаконструктор Андрей Туполев.

Тюрьма стала не местом отбывания наказания уголовников, а частью истории страны. С ней связаны судьбы не только политических деятелей. Вот строчки из поэмы «Реквием» Анны Ахматовой:

«А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

… здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов».

Памятник поставили. Ахматова действительно стояла у этих хмурых кирпичных стен в надежде передать вещи мужу Николаю Гумилеву.

За всю историю «Крестов» сбежать арестантам удалось лишь однажды. В 1922 году 4 участника банды Пантелеева подкупили охрану, забрались на тюремную стену по груде дров и спустились на другую сторону по сплетенной из простыней лестнице. Петербург и этот криминальный этап своей истории превратил в свое культурное наследие – много лет в ТЮЗе шел мюзикл Ленька Пантелеев.

В начале XXI века тюрьма открыла двери для кинематографистов. Здесь снимали сцены «Улиц разбитых фонарей», «Бандитского Петербурга», «Тюремного романса».

В следственном изоляторе №1 работал даже музей. Можно было получить специальное разрешение и попасть в тюрьму. На денек полюбоваться на изъятые у арестантов разных эпох предметы. Там же можно было узнать, как организовать «запуск КОНЯ» – так называется пересылка запрещенных предметов из одной камеры в другую тайным путем.

Сложно отрицать, что «Кресты» буквально вплетены в историю и культуру города. Но опытные инвесторы рассматривают не воспоминания и сантименты, а прибыль, которую объект принесет. Представитель компании, специализирующейся на проектировании, строительстве и управлении коммерческой недвижимостью Константин Лебедев уверяет – построить жилой комплекс – это самый легкий и примитивный способ:

«Я не устаю повторять, что было бы здорово видеть здесь общественное пространство. У «Крестов» есть понятный исторический код, который необходимо использовать. В мире есть несколько примеров, как такие объекты становились достопримечательностью города: Алькатрас (Сан-Франциско), Замок Иф (Марсель). Все это объекты, генерирующие большой туристический поток, который можно конвертировать в деньги через торговый объекты, рестораны, ивент мероприятия, плюс это отличная площадка для кино. Это сейчас очень востребовано».

«Кресты» – признанный объект культурного наследия. Соглашение о преобразовании «Крестов», которое предусматривает сохранение историко-культурного значения объекта, подписали на полях ПМЭФ-2023. Однако сроки реконструкции пока неизвестны. Со слов губернатора Александра Белова, их назовут после того, как будет определен инвестор. А по условиям соглашения аукцион должен пройти до конца года. Кто может взяться за такой дорогой и непростой проект, пока не ясно.