о праздновании Хеллоуина

«В такой живой атмосфере в Россию пришёл и Хеллоуин, впоследствии в духе народной этимологии наречённый Холуином — этимологи имели в виду низкопоклонство перед западной массовой культурой. Пришёл себе и пришёл, тогда много чего пришло, вопрос был в том, приживётся ли. Ведь приживаемость иноземного обычая — дело не столь простое».

Праздник Хеллоуин, восходящий ко Дню Всех Святых, который, в свою очередь, был связан с попыткой церкви ассимилировать кельтский праздник Самайн, знаменующий начало зимы, пришёл в Россию около 30 лет назад вместе с гражданским обществом, рыночной экономикой и прочими вещами, провозглашёнными в начале 1990-х.

Это было время не только экономического кризиса, инфляции и бандитизма, но и большого культурно-религиозного синкретизма: «Всё человеческое — нам».

На стадионах и в домах культуры выступали протестантские проповедники, явились секты, порой самые изуверские вроде «Аум Синрикё»*, гражданам предлагали новые праздники. Мэр Москвы Ю.М. Лужков проводил на Новом Арбате шествия в честь Дня святого Патрика. В такой живой атмосфере в Россию пришёл и Хеллоуин, впоследствии в духе народной этимологии наречённый Холуином — этимологи имели в виду низкопоклонство перед западной массовой культурой.

Пришёл себе и пришёл, тогда много чего пришло, вопрос был в том, приживётся ли.

Ведь приживаемость иноземного обычая — дело не столь простое. Где, кстати, ирландцы с Днём святого Патрика или американские баптисты? Помаячили и куда-то делись.

Успех ассимиляции чужих обычаев может быть обеспечен разными способами.

Иногда помогает реально работающий субстрат (подкладка), как это и получилось с кельтским Самайном, который преобразился в День Всех Святых.

Были духи предков — стали почитаемые святые. Это довольно распространённая церковная практика. Взять ту же Масленицу или Святки.

Но тут проблема в субстрате. Если он есть, как в случае с Масленицей — блины в конце зимы ели даже при коммунистах, — восстановить церковное содержание не представляет большого труда. Если же субстрата нет, как в случае с отверзанием дверей загробного мира на 1 ноября, то не за что и уцепиться.

В ином случае может помочь карго-культ. Если в народе распространено мнение, что за морем житьё богатое и раздольное, то надо перенять тамошние обычаи, после чего заживём так же раздольно. И хеллоуиновские тыквы — верный путь к благосостоянию.

Тоже вроде бы должно работать, но с одним условием. Англосаксонский мир с тыквами и черепами должен восприниматься как обитель, идеже нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь сладостная и потребительская. Даже одним глазком посмотреть на эту обитель, как призывала В.И. Новодворская, — и то уже хорошо.

Если же обаяние заморского мира в значительной степени утрачено, что мы наблюдаем ныне, то и атрибуты этого вчерашнего мира не столь уже привлекательны. Карго-культ не работает. Тем более что он и вообще не всегда срабатывает. Кто у нас празднует в последний четверг ноября День благодарения — хотя, казалось бы, отчего и не возблагодарить?

Но индюшка, положенная в этот день, не выстрелила, говоря языком маркетологов.

Есть, конечно, бескорыстные англоманы и кельтоманы, которых может привлекать сама причудливая эстетика и мистика Самайна безотносительно к праздничным дарам и приятностям. Но узок круг этих англоманов, страшно далеки они от народа.

Хотя, обозревая распространение этого веселья по всему миру, главный мотив мы видим коммерческий — наподобие празднования Дня святого Валентина. Когда мало кому есть дело до почитаемого Римом христианского мученика, но люди захвачены мощью валентиновой машины. Подарки, сердечки и пр.

То же и тут. Одни аграрии, вырастившие тыквы, сколько тут наваривают. А ведь тыквы — мелочь по сравнению с костюмами, страшными харями, подарками — сам Блинкен водит своих детей колядовать к Байдену, — песнями и плясками. Индустрия Хеллоуина захватывает податливую публику, и в умилении сердечном люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечно с тыквой, празднуя Самайн.

Роль коммерции велика, кто будет спорить, но, несмотря на всё это, даже в Европе — по крайней мере в тех странах, где ещё живы свои собственные обычаи, — КПД этой индустрии не так велик, как можно было подумать.

В России же в связи с западными санкциями этой индустрии совсем плохо.

Ибо нельзя в одно и то же время, страшно вращая очами, возглашать: «И кроватей не дам, и умывальников» — и приглашать чего-нибудь купить для светлого празднования Хеллоуина. Санкции вообще затрудняют культурное влияние.

Не то чтобы примет Дня Всех Святых в американском исполнении вообще нельзя было встретить в России. Давеча сам видел возле станции метро молодёжную группку из четырёх человек, с лицами, раскрашенными под мертвецов.

Но сказать, что Россия с каждым годом возрастает в духе Хеллоуина, я бы затруднился. Маргиналия она и есть маргиналия.

Хотя попытки ассимилировать американский праздник, переделав его то ли в тыквенный спас, то ли в день страшных историй, тоже не от большого ума предпринимаются. Забвение, только забвение — и само рассосётся.

* Международное религиозное объединение «Аум Синрикё» (AumShinrikyo, AUM, Aleph) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 20.09.2016.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.