В Москве прошли ХХVI Елисаветинско-Сергиевские чтения

В Московской консерватории имени П.И. Чайковского, прошли XXVI Елисаветинско-Сергиевские чтения на тему "Профессиональное образование под покровительством императорского Дома Романовых в XIX-начале XX вв.". Всероссийская научная конференция, приуроченная к Году педагога и наставника, организована Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество".

В Москве прошли ХХVI Елисаветинско-Сергиевские чтения
© Российская Газета

Елисаветинско-Сергиевские чтения в Москве традиционно проходят 1 ноября, в день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, председателя Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 год, основательницы Марфо-Мариинской обители, в местах, связанных с государственной и общественной деятельностью ее и ее супруга, великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы в 1891-1904 годах, благодаря которому Московская консерватория, где проходили на этот раз чтения, получила еще одно здание.

- Статуя русской святой Елизаветы Федоровны стоит на фасаде Вестминстерского аббатства, - рассказала глава Фонда ЕСПО Анна Громова. - Почему Запад так высоко преподнес ее? За милосердие, гуманизм, любовь ко всем людям. Ее мать была дочерью английской королевы Виктории. В России Елизавета Федоровна обрела вторую Родину. В годы Первой мировой войны у нее было 85 благотворительных комитетов, она занималась помощью раненым воинам в масштабах всей страны, отправила на фронт 25 "летучих отрядов", оказывавших помощь по примеру современной "скорой помощи". Елизавета Федоровна, возможно, будет тем мостом, который установит общегуманистическую связь с миром. Этот мост связывает нас со Святой землей, где в храме Святой Магдалины находятся ее мощи.

Профессиональное образование в России началось с Петра I, который задумал превратить Россию в сильнейшее государство. Богатые природные ресурсы нашей страны существенно облегчали реализацию его планов, однако мало добыть сырье, нужно еще и правильно переработать, сделать нужный продукт.

Для императорского дома попечение о благе государства означало заботу об образовании, воспитании и трудовом обучении детей. На развитие образования обратила внимание императрица Мария Федоровна, супруга Павла I и основательница крупнейшего благотворительного "Ведомства учреждений императрицы Марии", просуществовавшее с 1797 до 1917 года. Под его эгидой возникли сиротские приюты, богадельни, больницы, гимназии, институты благородных девиц, Российское общество Красного Креста и многие другие.

Императрица Мария Александровна, сподвижница императора Александра II, обладая педагогическим талантом, положила начало новому этапу женского образования, учредив женские гимназии, о правилах обучения в которых рассказал доктор исторических наук Алексей Хитров. О женском медицинском образовании сообщил заведующий кафедрой Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета Игорь Зимин.

По инициативе Марии Александровны началось развитие русских школ на Святой Земле. Ее сын - Великий князь Сергий Александрович был инициатором создания и председателем Императорского православного палестинского общества, утвердив присутствие России на Святой земле. Став во главе ИППО в 1880-х годах, он умудрился открыть в Палестине, где тогда не разрешалась частная собственность для иностранцев, восемь подворий РПЦ, 100 школ, построить в честь матери храм Марии Магдалины. Первая мировая война и революция прервали на взлете русский гуманитарный прорыв на Ближнем Востоке - русские школы были закрыты, а педагогический персонал выслан из страны.

В конференции приняли участие историки, архивисты, краеведы, священнослужители из Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Вологды. Они говорили об особенностях медицинского, юридического, педагогического, военно-морского, кадетского образования, последнее навлекло на себя непоправимые удары революции.

С1888 до 1917 годы профессиональное образование активно развивалось. Утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра ІІІ, "Основные положения о промышленных училищах" на законодательном уровне установили единую систему профессионально-технических учебных заведений.

Участники конференции выразили надежду, что богатый опыт в организации процесса образования под покровительством дома Романовых будет изучен и взят на вооружение молодежью.