Как татарин Ибрагим русскую литературу обогатил

В этом году исполнилось 280 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Уроженец Казанской губернии был утвержден первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи. Между тем, как литератор, он не раз подчеркивал свое татарское происхождение — известно, что род Державиных пошел от татарского князя Багрима (Ибрагима), которого в XV веке принял на службу великий князь московский Василий Темный. Подробнее об этом в своем дзен-канале "Записки о провинции" рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Елена Миронова.

Как татарин Ибрагим русскую литературу обогатил
© Реальное время

Буквально с самого начала взаимоотношений Золотой Орды с Русью татарская знать переходила на службу русским князьям. И часто это были феодалы, потерпевшие поражение от соперников или просто оказавшиеся в затруднительном положении. Они принимали православие, за что получали поместья. К 15-му веку, когда Московское княжество все более крепло, а Золотая Орда наоборот слабела, их становилось все больше. Одним из них оказался предок знаменитого российского поэта Гавриила Романовича Державина Багрим (Ибрагим). Перешел он на службу к московскому великому князю Василию Второму Темному из Большой Орды — части распавшейся Золотой Орды. При крещении ему было дано имя Илия, а за службу мурзе пожалованы земли под Владимиром, Великим Новгородом, Суздалем, Переяславлем, Юрьевом-Польском и Нижним Новгородом.

Внук Ибрагима Алексей, по прозванию Держава и стал родоначальником Державиных (существует версия, что оно означает "содержатель казны").

Татарские мурзы довольно быстро влились в российское служилое сословие. Предки Державина оказались в Казани, в 17-м столетии они владели поместьями по реке Меше неподалеку от Казани. Ко времени рождения поэта это был уже обедневший дворянский род. Отец Гавриила, Роман Николаевич, служил в армии и ему принадлежали лишь 10 крепостных, к которым присоединились 50 душ его супруги Феклы Андреевны. Их имения не приносили доход, и после смерти главы семейства не нашлось и 15 рублей для выплаты долга.

Сам Державин считается исконно русским поэтом, однако он неоднократно подчеркивал свое татарское происхождение. Одно из стихотворений так и называется "Видение мурзы", а оду, посвященную Екатерине Второй "Фелица", он подписал "Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санктпетербурге".