Куплю чернильницу Цезаря

Коллекцию чернильниц, насчитывающую более 400 экземпляров, собрал москвич Леонид Бельский. Среди письменных принадлежностей встречаются настоящие редкости, достойные музейных экспозиций.

Куплю чернильницу Цезаря
© Вечерняя Москва

Коллекционированием старинных чернильниц Леонид Бельский занимается более 20 лет. Сегодня его собрание насчитывает более 400 экземпляров, некоторые из которых датируются XVII веком.

В поисках редкостей

Любовь к коллекционированию появилась у Леонида еще в детстве. Когда его сверстники собирали марки, значки и открытки, его занимали перьевые ручки.

— Первым экземпляром в моей коллекции была ручка, верхняя часть которой была сделана из прозрачного пластика, а внутри, в жидком растворе, плавала золотая рыбка. Во время письма казалось, что она ныряет, — вспоминает коллекционер.

Леонид получил техническое образование: он окончил Московский институт связи, а затем Московский институт электроники и математики. Много лет работал в области информационных технологий. Но о своем хобби москвич не забывал. По роду своей деятельности Леониду приходилось много бывать в заграничных командировках, и каждый раз он заглядывал на развалы местных блошиных рынков.

Там-то и были найдены многие уникальные экземпляры.

— Коллекционирование чернильниц началось с приобретения чернильного набора в одном из антикварных магазинов Рима. Мне так понравился набор начала ХХ века, что именно тогда я решил собирать чернильницы, — признается коллекционер.

Сейчас в собрании Леонида Бельского экспонаты, привезенные более чем из 40 стран мира.

Смотри в оба

Впрочем, порой редкости появлялись в коллекции неожиданно.

— Однажды на антикварном рынке в Измайлове я увидел интересную фарфоровую чернильницу с драконами. Продавец заверил, что это «Мейсен» (Мейсенский фарфор — продукция первой в Европе мануфактуры, основанной в 1710 году. — «ВМ»).

Клеймо мне показалось похожим на настоящее. Но поверх него на английском языке было написано Made in Germany (Сделано в Германии. — «ВМ»), что указывало на подделку, — отметил Леонид. — Но вещь мне понравилась, да и цена оказалась смешной. Я приобрел ее без раздумий, решив, что симпатичная подделка просто будет радовать глаз.

Однако история имела продолжение. На одном из аукционов Леониду довелось пообщаться со специалистом в области мейсенского фарфора. Дама дала ему до смешного простой совет — попробовать стереть надпись Made in Germany. Дома произошло настоящее чудо. Надпись, сделанная поверх глазури, стерлась, и в руках оказалась редкая дорогая вещь, купленная за копейки.

Свидетели времени

Но казус с мейсенской чернильницей, скорее, исключение. Леонид старается выяснить историю каждого экспоната из своей коллекции. Информацию он находит в архивных документах, справочной литературе и каталогах. Вот, например, чернильница, сделанная в Англии в конце XIX века из копыта скаковой лошади. Вероятно, животное было настолько дорого хозяину, что он решил так увековечить ее память.

Отдельный раздел коллекции посвящен письменным принадлежностям советского времени. Например, в нем есть стеклянная агитационная чернильница, фарфоровая чернильница «Лиса и журавль», школьные чернильницы-непроливайки, чернильные наборы из мрамора, перьевые ручки Ленинградского объединения.

— С помощью чернильниц можно изучать историю советского периода: строительство метрополитена, запуск первого спутника, ликвидация неграмотности, — подчеркнул коллекционер.

«Натуральный пластик»

Чернильницы в коллекции Леонида выполнены из разных материалов: хрусталя, глины, фарфора, бронзы, латуни, серебра, полудрагоценных камней. Формы их также разнообразны.

Дело в том, что, приобретая их, коллекционер ориентируется не только на уникальность и ценность предмета, но и на неординарность исполнения. Вот, например, письменный прибор из двух чернильниц и подставки для перьев, изготовленный во Франции в 1870-х годах.

— Его уникальность в том, что основание прибора и крышки чернильниц сделаны из первого «натурального пластика» Bois Durci. Французский изобретатель Франсуа Шарль Ле Паж запатентовал в 1856 году инновационную идею смешивания древесной муки из черного дерева и бычьей крови — при нагревании этой смеси получался твердый материал. С 1908 года кровь постепенно заменили смолами. А к 1920 году производство и вовсе было прекращено. Новые пластмассы вытеснили Bois Durci. Так, прогресс влиял на эволюцию письменных принадлежностей, — констатирует коллекционер.

К вопросу об интересных материалах, из которых делались чернильницы. В коллекции Леонида есть изящный дамский чернильный набор, основание которого выполнено из позолоченной бронзы, а сама чернильница и песочница — из зеленого уранового стекла. Стекло сделано в России в XIX веке.

Если направить на него ультрафиолетовый фонарик, то будет казаться, что оно горит изумрудным флуоресцентным светом.

Написать историю

Коллекцию Леонида Бельского можно увидеть на выставках. Он с удовольствием участвует в них и делится знаниями с детьми и взрослыми.

— Во время выставок я провожу мастер-классы. Их участники могут увидеть эволюцию письменных принадлежностей. В начале занятия они пишут тростниковыми палочками, затем — гусиными перьями, а в завершение — металлическими перьями. Так, каждый может ощутить, как поразному писали чернилами наши предки, — отметил коллекционер.

Несмотря на множество редких экспонатов, в коллекции Леонида Бельского пока нет настоящей римской чернильницы. Он ее давно ищет, но достойного экземпляра найти не случилось.

— Сейчас у меня есть точные копии древнеримских чернильниц, но я надеюсь рано или поздно пополнить коллекцию настоящей чернильницей времен Древнего Рима.

ФАКТ

Первыми инструментами для письма были, вероятно, заточенные палочки, древесный уголь и кисточки из стеблей камыша. Появление чернил потребовало создания нового пишущего инструмента, каковым стало перо (скорее всего, гусиное). На долгое время оно стало самым удобным способом фиксировать нужную информацию.