Радиоактивная вода с «Фукусимы-1» утонет в океане, считает эксперт
Третий этап сброса в Тихий океан воды, охлаждавшей реакторы японской АЭС «Фукусима-1» во время аварии в 2011 году, должен быть безопасным для окружающей среды. Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Филипп Сапожников в эфире телеканала «МИР 24» заявил, что российские ученые не выявили следов радиации в воде и рыбе в районе Южных Курил.
Сброс очищенной воды продлится до 20 ноября. За это время в Тихий океан должно попасть почти восемь тысяч тонн воды. МАГАТЭ процесс одобрило, Япония заявляет о крайне низкой концентрации радиоактивных веществ в воде.
«Японская сторона говорит о том, что концентрация радиации в сливаемой воде составит от 55 до 77 беккерелей на литр. Это существенно меньше допущенных международными комиссиями 1500 беккерелей на литр. С учетом разбавления каждой тонны очищенной воды дополнительно 120 тоннами морской воды с прилежащих акваторий можно считать, что это будут «гомеопатические дозы». Они не должны оказывать никакого губительного влияния ни на биоту, ни на человека», – пояснил эксперт.
Он отметил, что океанские течения будут относить воду в восточном направлении, она не будет идти к берегам России. Кроме того, в августе состоялась экспедиция ВНИРО (Российского рыбохозяйственного института), которая установила, что с начала сброса первой партии воды ни в рыбе и морепродуктах, ни в воде не было обнаружено опасных доз радиоактивного излучения.
Ученый пояснил, что тритий, остающийся в воде после очистки, – радиоактивная, тяжелая форма водорода, но его опасность зависит от концентрации.
«Задача японской стороны – максимально снизить концентрацию трития в поступающей в акваторию Японского моря воде, сливаемой со станции. Ее очищают от изотопов иных элементов, но от трития очистить невозможно, поэтому воду приходится максимально разбавлять. Тритиевая вода более тяжелая, чем обычная морская, ее молекулы будут погружаться вниз и уходить в придонные слои, на океаническое ложе. По пути следования северного Тихоокеанского течения эта вода будет постепенно тонуть», – объяснил Филипп Сапожников.