Продолжаем наше путешествие по Курской области, и сегодня у нас на очереди Горшеченский район. Он занимает всего 4, 7 процента территории области, но всё не так просто, как может показаться с первого взгляда. Чего стоит только один вот этот факт: Горшеченский район известен как место, где сохранились редкие растения ледникового периода. Впервые населённый пункт Горшечное упоминается в документах 1781 года, эта дата и считается годом его основания. Тогда Горшечное насчитывало 789 душ крестьян. Они сеяли рожь, овёс, гречиху, просо и коноплю. Занимались тулупно-шубным, валяльно-обувным, прядильно-ткацким ремёслами. Но главным занятием населения было гончарное ремесло, отсюда и название населённого пункта. В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником»… Страна живых ископаемых Но о горшках чуть позже, а начнём с самого интересного – с ледникового периода. «Страной живых ископаемых» называют учёные Верхнее Поосколье. И еле заметная на карте Курской области деревенька Баркаловка Горшеченского района является в этой стране крупным центром, можно сказать, мегаполисом. Это отдельный участок Центрально-Чернозёмного заповедника имени Алёхина. Территория вошла в состав заповедника в 1969 году. А «страной живых ископаемых» эти места ещё в 30-е годы ХХ века образно назвал в числе нескольких других мест известный ботаник Борис Козо-Полянский. Он и книгу выпустил под таким названием. В доисторические времена ледник обошёл нынешнюю Курскую область, «лизнув» её языком лишь с запада и востока. Но при таянии большая часть территории покрылась талыми водами. Уже в наше время под слоем чернозёма обнаружили суглинки, отложенные ледниковыми водами. Это точечные места, где сохранились растения ледникового периода с интересными растительными сообществами под названием «сниженные Альпы». В конце апреля – начале мая склоны меловых холмов покрывают ярко-розовые цветы реликтового растения ледникового периода волчеягодника борового с чудеснейшим ароматом. Вместе с ним растут и другие реликты: шиверекия подольская, проломник Козо-Полянского, дендрантема Завадского. Вот такие «корешки» достались нам от древнейших времён. Что касается волчеягодника, то его обнаружила местная любительница ботаники Юлия Овсянникова. Она показала его профессору Козо-Полянскому. В честь неё ученый и назвал это растение – волчеягодник Юлии. А теперь внимание: этот вид растения не встречается больше нигде на Земле. Вот так вот. Борис Михайлович Козо-Полянский подробно описал баркаловские реликты в своей брошюре «Чернозёмный рододендрон», изданной в Воронеже в 1925 году. Он же подготовил альбом фотокопий редких растений нашего края, изданный в Германии. Посмотреть на реликт в его «звёздный час» (середина мая) приезжают из самых разных мест: Москвы, Курска, Воронежа, Старого Оскола. Одни – в составе организованных экскурсий, другие – дикарями. Тех, кто приезжает сюда полюбоваться красотой Daphne julia (так по латыни называют изюминку заповедника), сотрудники заповедника принимают радушно. А тех, кто «выехал на природу культурно отдохнуть», могут попросить покинуть охраняемую территорию. Запах у реликтового растения приятный. Однако длительное время им лучше не наслаждаться. Может заболеть голова. Он хоть и Юлия, но волчеягодник всё-таки. Грант на горшки Теперь что касается горшков. В прошлом году Горшеченский районный дом творчества получил губернаторский грант на возрождение и развитие гончарного промысла. Проект гранта был разработан и представлен заведующей организационно-методическим отделом районного Дома творчества Ларисой Чирковой. Грант будет направлен на возрождение и развитие гончарного промысла как традиционного промысла Горшеченского района «Творим с природой красоту, рождённую в огне». В настоящее время в районе, как и в Курской области в целом, наблюдается повышенный интерес к изучению, возрождению и сохранению старинных народных промыслов. Горшечное всегда славилось гончарным промыслом. Одним из основных занятий населения было производство глиняных горшков. К сожалению, в последние десятилетия традиции гончарного производства практически утеряны. Поэтому необходимо возрождать старинные технологии производства гончарных изделий на основе собственной богатой сырьевой базы и передавать навыки подрастающему поколению. На это и будет направлена реализация гранта. Это также позволит повысить интерес детей и подростков к разнообразию художественного искусства, будут способствовать развитию творческой активности. Монастырь святой Варвары В деревне Сомовке в Горшеченском районе сохранились развалины монастыря, основательницей которого была вдова местного помещика Варвара Петровна Сомова, завершившая свою земную жизнь игуменьей обители. Об этом монастыре рассказывает в одной из своих статей священник Владимир Русин. До революции монастырь динамично развивался. Он был для Сомовки, как бы сейчас выразились, градообразующим предприятием: давал местным жителям работу, тянул коммуналку и социалку. Несмотря на то, что территория монастыря обросла новыми корпусами и каменными стенами, его двери не затворились для нуждающихся. При монастыре действовали больница, богадельня для престарелых женщин (странноприимный дом), библиотека, швейная мастерская, женское училище и церковно-приходская школа для сельских детей. Монахини ткали ковры, вышивали по канве, шили облачения. Всё старались делать с молитвой. Были в Сомовском монастыре и любительницы уединённого жития. Они на свои средства построили на монастырской территории отдельные кельи. В монастырской трапезной могло поместиться около 70 человек. Богадельня находилась у самых ворот монастыря. Вне монастырских стен были построены две гостиницы (для почётных посетителей и простого народа), дома священника и диакона, а также помещение училища. Несколько выпускниц этого училища стали послушницами монастыря, а одна руководила монастырским хором. Известно об одной традиции Сомовской женской обители: еженедельно по вторникам здесь читали акафист святой великомученице Варваре перед её иконой. Неизвестно, какими бы ещё главами пополнилась история Сомовского монастыря, если бы в первые послереволюционные годы её не оборвала новая власть. Собственно, грабить монастырское имущество начали ещё при Временном правительстве. Просто при большевиках это явление приобрело форму государственной политики. 3 мая 1922 года в Нижнедевицкий уездный финотдел поступили изъятые в Троицком храме Сомовского монастыря чаша, лжица, крест и 10 лампад. А через несколько месяцев монастырь ликвидировали. Его насельницы были расселены. Многих из них впереди ожидали аресты и ссылки. Часть монастырской общины судили за «сокрытие монастырского золота». Отдельные сестры, расселившиеся по окрестным сёлам, дожили на свободе до 1930-х годов. К примеру, Ефросиния Евлампьевна Толстых была арестована в Горшечном в 1933 году и приговорена к ссылке в Казахстан на три года. Вместе с ней по одному делу проходил ещё один житель Горшечного – Федот Афанасьевич Дерусов, у которого сотрудники ОГПУ изъяли часть монастырской библиотеки. Книги, переданные Федоту Афанасьевичу матушками на хранение до лучших времен, стали вещественным доказательством неоскудевающего интереса к вопросам духовной жизни и в годы воинствующего безбожия. Как распорядились в ОГПУ с остатками библиотеки, в материалах следственного дела не сказано. Поначалу в Сомовке после закрытия обители организовали на её базе детский приют. Затем монастырские постройки унаследовала машинно-тракторная станция с училищем для трактористов и мастерскими. Потом всё досталось колхозу «Красная заря». Шло время. Годы активного хозяйничанья на территории обители сменялись годами пассивной бесхозяйственности. Ветшавшие постройки забытого монастыря разбирались на стройматериал и дрова. К началу XXI века от монастырских построек остался лишь склеп, в котором до 1917 года покоилось тело игуменьи Варвары (Сомовой), по всей видимости, перезахороненное её потомками. В наши дни территория совсем было заросла деревьями и бурьяном. Изредка здесь появляются любители старины с металлоискателями, вероятно, надеясь найти то монастырское золото, за сокрытие которого большевики преследовали ни в чём не повинных монахинь. С 2006 года публикации об исчезнувшем монастыре стали появляться в горшеченской газете «Маяк». Немало жителей района именно оттуда узнали о том, что в окрестностях Горшечного когда-то текла иноческая жизнь. Информацию о монастыре стал целенаправленно собирать Горшеченский краеведческий музей. В 2013 году под свою опеку монастырскую территорию взяли казаки. Они вырубили заросли, расчистили площадку и установили памятный крест. 2013 год можно считать началом устойчивого интереса к истории Варваринского монастыря. В этом году была издана брошюра и снят документальный фильм о нём. С этого времени появилась традиция ежегодных крестных ходов по деревне к установленному кресту. Участвуют в крестном ходе и монашествующие из различных обителей. Но пока речи о восстановлении Сомовского монастыря не ведётся. В музее можно ткать Горшеченский краеведческий музей был открыт 5 мая 1986 года решением районного исполнительного комитета. В 1992 году ему было присвоено звание «народный», с 2006-го он стал филиалом Курского областного краеведческого музея. Фонды музея насчитывают около 3000 единиц хранения, его экспозиционная площадь составляет 238 кв. м. В экспозиции отражена история горшеченской земли с конца XVIII века до сегодняшних дней. Интересным экспонатом является действующий ткацкий станок XIX века, на котором каждый посетитель может попробовать выткать дорожку. Горшеченцы гордятся тем, что их земля взрастила знаменитого на весь мир композитора-скрипача М.Г. Эрденко, скульптора И.А. Минина, поэта Л.Г. Наливайко. Ежегодно краеведческий музей посещает около пяти тысяч посетителей. Герои-горшеченцы Горшеченцы снискали себе славу в годы Великой Отечественной войны. Более семи тысяч жителей района – воинов Советской Армии погибли в боях за Родину. К концу июня 1942 года линия фронта вплотную приблизилась к сёлам Богородицкое, Нижне-Гнилое (теперь Сосновка), Сомовка. 1 июля 1942 года немецкие войска заняли райцентр – село Горшечное, а затем оккупировали всю территорию района. Насаждая новый порядок, немецкие солдаты за семь месяцев оккупации убили и замучили 390 жителей района, 105 человек угнали на каторжные работы в Германию. Оккупанты сожгли и разрушили 1180 жилых домов, 1210 производственных зданий, животноводческих и других помещений, отобрали у населения свыше 52 тысяч голов скота и птицы. В конце января – начале февраля 1943 года в результате успешно проведённой нашими войсками Воронежско-Касторенской операции Горшеченский район был освобождён от немецких войск. Великая Отечественная война была войной священной, народной. Всё население района – и стар, и млад – помогали воинам Советской Армии чем только могли. Весомый вклад жители района внесли в подготовку к Курской битве. На строительстве железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава, часто под бомбёжками, самоотверженно трудились 1250 горшеченцев. Железнодорожники в условиях постоянных налётов вражеской авиации обеспечивали регулярное продвижение воинских эшелонов. Почти три тысячи жителей района участвовали в строительстве оборонительных сооружений в полосе Воронежского фронта, 220 человек были мобилизованы для работы на промышленных предприятиях. Из нового урожая 1943 года труженики района передали Красной Армии свыше 120 тысяч пудов зерна,12 тысяч пудов других продуктов. Горшеченская земля дала Родине десять Героев Советского Союза: Агеев Филипп Павлович, Власов Митрофан Ефимович, Воротынцев Иван Моисеевич, Воротынцев Николай Филиппович, Доровский Николай Степанович, , Проскурин Яков Михайлович, Рощупкин Степан Петрович, Степашов Иван Сергеевич, . Пять горшеченцев – участников Великой Отечественной войны награждены орденом Славы трёх степеней: Булгаков Иван Тихонович (первым из курян получил эту награду в 1943 году), , Кораблинов Василий Константинович, Уваров Иван Матвеевич, Часовских Иван Дмитриевич. В посёлке одна из улиц носит имя Зинаиды Михайловны Туснолобовой, которая совершила подвиг в боях на подступах к станции Роговое: вынесла с поля боя много раненых, а сама, тяжелораненая, почти трое суток лежала в снегу, вмёрзла в лёд. Она чудом осталась жива. Уже в мирное время ей было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1983 году в посёлке была заложена кедровая аллея Славы, саженцы которой привезла из далёкой Сибири семья Тереховых, чей родственник погиб, освобождая посёлок Горшечное. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Заведующая Горшеченским краеведческим музеем в интервью районной газете «Маяк»: – Какая экспозиция пользуется наибольшей популярностью? Здесь всё зависит от возраста. Если приходят родители с ребёнком, то прежде всего они идут в отдел природы. Детям там всё понятно – это то, что их окружает. Взрослую аудиторию больше привлекает история, хотя и к природе края они не остаются равнодушными. Основу экспозиции здесь составляют предметы быта XVIII-XIX веков, мебель, одежда, крестьянская хата. Также исторический зал знакомит посетителей с выдающимися горшеченцами, которые прославили наш край. В основу экспозиции зала военной славы легли подлинные документы и фотографии, письма, награды, личные вещи ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, участников локальных войн и вооружённых конфликтов. Сюда чаще всего приходят школьники по учёбе. Гостям же района интересно всё узнать о нашем крае, чем он отличается от их мест. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Горшки и корешки
© Курская правда