Избавил от крыс: Димитровский мост Новосибирска отмечает 45-летие

С Димитровским мостом косвенно связано исчезновение двух неприятных народных топонимов Новосибирска. Возле Федоровских бань издавна располагалась огромная лужа, которую иронически звали Срединаземным морем. В давние времена в этих местах во множестве содержалась скотина. Паслась она часто на берегах той лужи, уснащая их навозом. На месте Димитровского проспекта шел овраг — Михайловский лог, по которому сточные воды из Срединаземного моря бежали в Обь. Канализация была довольно неразвитой системой, сильно отстающей от потребностей города. На повороте улицы Ленина к вокзалу стояло бревенчатое сооружение — водоотбойник. Бурный поток попадал в Михайловский лог на месте нынешнего проспекта Димитрова и встречался там со сточными водами от площади Кондратюка.

Избавил от крыс: Димитровский мост Новосибирска отмечает 45-летие
© VN.ru Все новости Новосибирской области

А в водоотбойнике жили и плодились крысы. Талые воды, ливни и затяжные дожди периодически выбивали крыс из водоотбойника, и стаи мерзких грызунов плыли в Обь. Там добычу поджидали сомы и прочие хищники. Михайловский лог в народе называли Крысиной рекой. Возведение Димитровского проспекта и Димитровского моста уничтожило Крысиную реку и Срединаземное море, эти неприятные топонимы были благополучно забыты. Или почти забыты.

Долгое время Обь делила город на две части — правобережную и левобережную. Первый капитальный автомобильно-пешеходный мост соединил берега лишь в 1955 году, через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Народ звал его Коммунальным, то есть относящимся к городскому хозяйству; официальное имя первого не железнодорожного моста — Октябрьский.

Новосибирск рос и строился столь стремительно, что скоро возможности Октябрьской переправы были исчерпаны. Жителей насчитывалось уже более миллиона. В конце шестидесятых годов начали проектировать второй капитальный мост. Дело это было сложное. Никто не спорил, что строить второй мост нужно, но где именно? Обсуждали едва ли не десяток вариантов: со створом моста в районе Оловозавода, Мелькомбината, улицы 1905 года, ОбьГЭС, устья реки Первая Ельцовка и так далее. Выбрали Димитровский вариант.

Два года готовили комплект чертежей, пояснительных записок, технико-экономических обоснований, смет и прочего: расчеты уложились в 12 томов. Руководителем проекта мостового перехода был выпускник Новосибирского института военных инженеров транспорта, участник Великой Отечественной войны Евгений Георгиевич Барабанов. Позднее он работал над некоторыми проектами БАМа. Димитровский вариант удачно вписывался в разрабатываемый в то время генеральный план города.

После отчаянных споров признали, что мост должен иметь шесть пролетов длиной около 120 метров каждый. Два из шести пролетов судоходные. Общая длина моста 701 метр.

По ширине думали сделать восемь полос, но ограничились шестью. Пропускная способность планировалась на уровне 1200 машин в час. Позднее этот показатель значительно вырос из-за установки светофоров и увеличения скорости движения машин. Проект включал в себя, кроме моста и подходной насыпи, шесть путепроводов, три транспортных узла, три подземных пешеходных перехода. Но на претворение в жизнь этих планов элементарно не хватало выделенных Госпланом денег: давали только 25 миллионов рублей (в ценах тех лет), а требовалось раза в три больше.

Госплан СССР разделил объект на две очереди, открыв финансирование сначала только первой очереди; это был сам мост через Обь и транспортный узел на правом берегу. Вторая очередь включала подходную насыпь на левом берегу с путепроводом к ТЭЦ-2 и тоннель на правом берегу.

В 1970 году началось строительство. Шло оно восемь лет. Такие мосты имелись в то время только в Москве и Киеве. Уникальность нашего была в сварке монтажных стыков в «северном» исполнении. На дне Оби в этом месте лежат гравийно-галечные грунты. Под ними залегает надежная скальная порода. Опоры моста возводили на высоких свайных фундаментах, а сваи погружали до скал, иногда их забуривали в скалу. Активно работали водолазы. Под сваи периодически попадали валуны, которые приходилось взрывать. Скальные породы залегали на разной глубине: где-то десять, где-то двадцать метров. Всего опор поставили семь, из них пять — на воде. Стоимость каждой опоры составляла до миллиона рублей, а возводили каждую опору от восьми месяцев до года.

Видео из архива VN.ru.

Димитровский стал первым мостом в Сибири с полностью сварным металлическим пролетным строением. Секции длиной 21 метр изготавливал завод мостовых конструкций в Улан-Удэ. Сварочные работы помогали производить киевляне. В 1978 году возведение подходной насыпи на левом берегу было завершено, и по новенькому мосту открылось движение. Кстати, некоторое время народ так и называл его — Новый. Строили мост в основном рабочие и специалисты мостоотряда № 38 треста Мостострой-2. На правом берегу поначалу был возможен выход только к улицам Фабричной и Владимировской.

Вторая очередь стройки ждала своей очереди. Последний объект мостового комплекса — тоннельный путепровод под железнодорожными путями сортировочного парка станции Новосибирск-Главный — открылся в 1982 году.

В этом же году за участие в проектировании и строительстве моста двадцать строителей, проектировщиков и научных сотрудников получили почетное звание «Лауреат премии Совета Министров СССР».