Днепровский гамбит. Как освобождали Киев?

Такого сильного артиллерийского огня гитлеровские войска до этого не видели. 80 лет назад Красная армия освободила Киев. Немецкий оборонительный рубеж «Восточный вал» советские части преодолели всего за 10 дней. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш – о самой быстрой наступательной операции.

Днепровский гамбит. Как освобождали Киев?
© Мир24

Автор повести «Батальоны просят огня» Юрий Бондарев тоже форсировал Днепр. И освобождал Киев. В фильме по мотивам его произведения два батальона должны закрепится на правом берегу реки.

Редкая птица долетит до середины Днепра. Поневоле Гоголя цитировали советские солдаты. Ширина реки, местами три километра. Высокий, правый берег немцы превратили в неприступную крепость. Так называемый «Восточный вал».

На таких плотах красноармейцы переплывали реку. На воде такая конструкция была очень ненадежной.

«Любое, даже не прямое попадание могло привести к тому, что плот разрушится, и на плоту не было никакой защиты ни у расчета, ни у бойцов, которые на нем переправлялись», – рассказал научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Дамир Галеев.

Каждый пятый из всех Героев Великой отечественной Золотую звезду получил за Днепр. Домуллоо Азизов в числе первых переправился через реку, ворвался во вражескую траншею и уничтожил группу автоматчиков. Взвод Джуманияза Худайбергенова во время отражения очередной немецкой контратаки подбил два танка противника. Мади Бегенов обнаружил вражеский пулемет и лично уничтожил несколько немецких солдат.

«Даже на калитках плыли, вот так осуществлялась переправа. Когда закреплялись наши солдаты, тогда начинался ад. И авиация работала, и артиллерия», – отметил военный историк Юрий Кнутов.

В конце сентября части под командованием генерала Москаленко захватили плацдарм в районе села Великий Букрин. Как вспоминает внук советского полководца, позже его деда назовут «командарм наступление».

«Его наблюдательный пункт был в 200 метрах от передовой, иногда больше. Он очень страдал, когда отступал. Потом, после Сталинграда, и его стали использовать в наступлении. Особенно в районах Украины. Он хорошо и народ знал, и рельеф», – рассказал внук маршала СССР Кирилла Москаленко Игорь Москаленко.

У Красной армии было небольшое численное преимущество. 670 тысяч советских солдат и 500 тысяч немецких. Семь тысяч орудий и минометов против шести тысяч. 700 и 400 танков соответственно. Удар по Киеву хотели нанести с Букринского плацдарма. Но в последний момент Ставка внесла в операцию коррективы.

«Было тяжело развить успех с этого Букринского плацдарма. Он имел каплеобразную форму, и его немцы закупорили танковыми дивизиями и пехотными. Там было десять дивизий, половина из которых моторизованные», – пояснил военный историк Алексей Стаценко.

Часть войск осталась на Букринском плацдарме. Им поставили задачу атаковать. Создавать видимость прорыва. Часть перебросили на 200 километров севернее, в район села Лютеж, тоже на правом берегу Днепра. Теперь главный удар по Киеву наносился отсюда. Чтобы обмануть немцев, вместо настоящих танков оставили макеты.

«С Киева мы начали воевать не числом, а умением. Был гениальный маневр с переброской танков, который немцы не заметили. И они прозевали концентрацию на Лютежском плацдарме наших войск. И поэтому не было больших потерь», – отметил военный историк Алексей Стаценко.

Эта фотография Аркадия Шайхета – один из самых известных снимков Великой отечественной. Переправа через Днепр. 3 ноября с Лютежского плацдарма на голову немцев командующий 38 армии Кирилл Москаленко обрушил тонны снарядов. Плотность огня была сумасшедшая, примерно 300 орудий на один километр. Больше было только при штурме Берлина.

«И удар должен был быть нанесен не широким фронтом на 12 километров, а на шесть, и усилить плотность артиллерийских ударов. И после того, как они на 10 километров прорубили эту просеку, туда вошла армия Рыбалко», – пояснил Игорь Москаленко.

«Автомобили отстали, а вот танки прошли идеально. И так быстро прошли, там разгружали танковую дивизию, 100 новых «тигров», и их опрокинули, не дав им развернуться», – рассказал доцент кафедры истории МГУ им. Ломоносова в Севастополе Андрей Ставицкий.

Киев взяли за три дня. Наступление началось 3 ноября, 6-го танки с красными звездами на броне были уже в центре столицы Украинской СССР.

«Никифор Шелуденко посмертно получил Героя Советского Союза за то, что он дошел до площади Калинина, сейчас это майдан Незалежности, и там закрепил советское знамя», – отметил Андрей Ставицкий.

Во многом в этой победе заслуги тех самых солдат, которые ценой своих жизней до последнего момента отвлекали силы немцев на Букринском плацдарме. Убеждая противника, что именно здесь началось наступление на Киев.

«Своя правда у командира дивизии, своя правда у капитана, который командовал батальонами. Очень упрощенно показаны бои за Киев, когда жертвуют одним плацдармом и наносят удар на другом. Но это война», – считает военный историк Александр Макушин.

Вместе красноармейцами Киев освобождали бойцы 1-й Чехословацкой отдельной бригады. Когда пехота ворвалась на окраины, немцы попытались уничтожить город.

«Хрущев находился в ближайшем тылу. И он услышал, что начали взрывать завод «Большевик». И нужно что-то сделать, чтобы немцы не снесли там все оставшиеся здания. Он приказал открыть артиллерийский огонь, чтобы создать панику и не дать немцам его качественно заминировать», – сказал Алексей Стаценко.

Советские войска, освободив Киев, создали мощный плацдарм на правом берегу Днепра. И уже в 1944 году Красная армия нанесла по врагу знаменитые десять сталинских ударов. Это ряд крупнейших наступательных стратегических операций всей Великой Отечественной. Но тогда до конца войны оставалось еще 550 дней.