Салют в 70 км от врага: как парад 7 ноября 1941 года вдохновил советский народ на победу?

В первые полгода Великой Отечественной войны советские войска несут тяжелейшие потери, вражеские силы уже под Москвой, перспективы Советского Союза туманны. В обстановке неуверенности в завтрашнем дне и сплетен о бегстве руководства СССР из столицы – вдруг хмурым утром 7 ноября 1941 года на Красной площади грянул грандиозный военный парад в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, а с трибуны мавзолея к народу лично обратился народный комиссар обороны Иосиф Сталин, который так ни разу и не побывал в бункере, выстроенном на случай эвакуации в Куйбышеве. В то утро по брусчатке Красной площади прошло 28,5 тысячи человек, которые вскоре отправились на фронт. Парад достиг цели и воодушевил советский народ на победу, а итог Московской битвы стал первым крупным поражением Третьего рейха во Второй мировой войне.

Салют в 70 км от врага: как парад 7 ноября 1941 года вдохновил советский народ на победу?
© Мир24

«Парад 7 ноября имел огромное значение именно как демонстрация для населения всей страны, во-первых, решимости отстоять столицу. Он же в доступном виде давал возможность продемонстрировать первых лиц СССР, что они находятся на месте, в Москве, и сражаться будут до конца, – говорит военный историк Мирослав Морозов. – Он продемонстрировал верность традициям, показал, что положение в стране и на фронте не настолько критическое, чтобы не проводить парад. Эта, как сейчас принято говорить, пиар-акция, безусловно сыграла свою роль и полностью оправдалась, потому что парад внес уверенность в уже начавшую колебаться веру большинства жителей Советского Союза в то, наша страна устоит под ударами врага».

В июне 1941 года гитлеровскими войсками был захвачен Минск, а войска Брянского, Западного и Резервных фронтов попали в окружение. С июля по сентябрь – оккупирован Киев и потерян контроль над всей Украиной. В сентябре началась блокада Ленинграда, в октябре немцы подошли вплотную к Москве. В середине месяца в столице случилась паника – узнав про постановление Государственного комитета обороны от 15 октября «Об эвакуации столицы СССР г. Москва», подразумевавшее отъезд иностранного дипломатического корпуса, МИДа, президиума Верховного Совета СССР и правительства во главе с зампредседателя Совета народных комиссаров товарищем Молотовым, люди побежали из города, на несколько дней Москва погрузилась в атмосферу хаоса. Встречается мнение, что парад остановил панику в столице, но это не так, отмечает Морозов:

«Паника была в середине октября 1941 года, в парад был уже 7 ноября. К тому моменту в Москве уже было введено осадное положение, были приняты меры, которые навели порядок буквально в течение двух-трех дней. Поэтому к наведению порядка в Москве парад никакого прямого отношения не имел. Эта акция была не городского, а общесоюзного масштаба».

Решение о проведении парада в честь очередной годовщины Октябрьской революции было принято 28 октября. Подготовка проходила в обстановке строжайшей секретности: немецкие войска находились в 70-100 км от Москвы, город подвергался бомбардировкам. С 22 июля 1941 года по 29 марта 1942-го только на Московский Кремль сбросили 15 фугасных, две осветительных, 151 зажигательную и одну наливную (200-литровая бочка с нефтью) бомбу, в результате погибло 94 человека, 88 были тяжело ранены. В такой ситуации нельзя было допустить утечки информации.

6 ноября состоялось торжественное предпраздничное заседание Моссовета, которое обычно проводилось в Большом театре, а на этот раз переместилось под землю – на станцию метро «Маяковская». В десяти вагонах на одной стороне платформы разместили оркестр, оборудовали гардероб, буфет и звукозаписывающую студию. За пять минут до начала мероприятия специальный поезд доставил руководство страны. В этот вечер Сталин сообщил членам Политбюро ЦК, секретарям МК и МГК о решении провести парад, а командиры частей узнали об этом около одиннадцати часов вечера.

6 ноября была значительно усилена московская система ПВО. Окончательному решению о проведении парада способствовало то, что по прогнозу в ночь на 7 ноября к Москве должен был приблизиться теплый атмосферный фронт: при небольшом «минусе» ближе к утру небо заволокли низкие облака и пошел густой липкий снег – погода стала нелетной. В последний момент парад перенесли на более раннее время, восемь часов утра, предварительно освободили от маскировки рубиновые кремлевские звезды, и вот по брусчатке площади двинулись войска. Первыми под звуки марша Чернецкого «Парад» шли курсанты 1-го Московского краснознаменного артиллерийского училища имени Л.Б. Красина, затем – батальоны курсантов Окружного военно-политического училища, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии имени Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии имени Дзержинского, Московский флотский экипаж, Особый батальон военного совета МВО и Московской зоны обороны, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артиллерийских полка Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки.

Всего в параде приняли участие 28 467 пехотинцев, кавалеристов, стрелков, пулеметчиков, артиллеристов, танкистов и ополченцев. Проехали по Красной площади 160 танков (70 БТ-7, 48 Т-60, 40 Т-34, два КВ), 232 автомашины, 296 пулеметов, 18 минометов, 12 зенитных пулеметов, 12 малокалиберных и 128 орудий средней и большой мощности. Участие 300 самолетов отменили из-за погоды.

Руководил парадом командующий Московским военным округом и Московской зоны обороны генерал-лейтенант Павел Артемьев. Планировалось, что принимать его будет Георгий Жуков, но в связи с тяжелой ситуацией под городом генерал остался на командном пункте. На Красной площади его заменил маршал Семен Буденный, открывший парад своим появлением из ворот Спасской башни на коне под бой курантов.

Все было продумано до мелочей, вплоть до присутствия ветеринаров. На случай бомбежки на Красной площади дежурили 35 медицинских постов, пять восстановительных бригад, 15 пожарных и других специальных автомашин для работы при разрушении зданий, газовых и электрических сетей. Высшее руководство СССР, в том числе Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович, Лаврентий Берия, Анастас Микоян, Георгий Маленков, Алексей Косыгин, наблюдало за парадом с трибуны мавзолея. Парад сопровождала музыка сводного оркестра под управлением полковника Агапкина. Несколько дней до этого музыканты репетировали в здании манежа Хамовнических казарм, думая, что будут выступать перед уходящими на фронт войсками около Крымского моста.

Жители даже самых дальних уголков Советского Союза узнали о происходящем из громкоговорителей: все радиостанции СССР передавали прямую трансляцию парада. Репортаж вел известный советский спортивный журналист и радиокомментатор Вадим Синявский, который будет вести репортаж с Парада Победы 24 июня 1945 года. Вопреки паническим сплетням люди узнали, что Москва не собирается сдаваться, армия не сломлена, руководство не покинуло свои рабочие места, у страны есть резервы, чтобы дать отпор врагу. После традиционного объезда парадных расчетов и доклада Верховному Главнокомандующему Сталин произнес пятиминутную речь.

«Бывали дни, когда наша страна находилась в еще более тяжелом положении. Вспомните 1918 год, когда мы праздновали первую годовщину Октябрьской революции. Три четверти нашей страны находилось тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной армии, – мы ее только начали создавать, – не хватало хлеба, не хватало вооружения, не хватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу землю. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную армию и превратили нашу страну в военный лагерь. Дух великого Ленина вдохновлял нас тогда на войну против интервентов. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы», – обратился к стране народный комиссар обороны.

В финале речи Сталин сделал акцент на том, что война, которую ведет советский народ, освободительная и справедливая, и призвал вдохновляться образом великих предков: Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Текст был опубликован в газете «Правда» 8 ноября 1941-го, а вот киносъемку речи сделать не удалось – из-за накладки с пропусками операторы оказались перед мавзолеем слишком поздно. 27 ноября в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца возвели декорации, имитирующие мавзолей на фоне кремлевской стены, на фоне которых Сталин повторил свою речь. Фрагменты этой записи вошли в полнометражный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», созданный Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным – первый советский фильм, получивший премию «Оскар».

После речи вождя оркестр заиграл «Интернационал», а на Софийской набережной устроили салют. Согласно сохранившимся документам, парад длился один час одну минуту и 20 секунд. Затем войска уходили на фронт, всего месяц оставался до контрнаступления Красной армии под Москвой, которое сорвало немецкий блицкриг – разгромить Красную армию до зимы не получилось. Война затянулась, командование Рейха констатировало, что столкнулось с противником, по своим боевым качествам превосходящим все армии, с которыми приходилось встречаться до этого. Важнейшую миссию по поднятию духа армии и тыла на этом этапе выполнил именно парад 7 ноября 1941 года, который прошел в тот день также в Воронеже и Куйбышеве. Больше до 1945 года парады на Красной площади не проводились.

С 2005 года 7 ноября отмечается как День воинской славы в честь проведения парада в Москве.