Журналист Елена Яковлева: Людям, держащим за ничто свою страну, давшую им биографию, все не должно просто так сходить с рук
Новость о том, что Алла Пугачева приезжала в Москву, и подозрение ее в желании вернуться, как и нежелание части серьезно настроенной российской публики ее здесь видеть, завершилась фотографиями "счастливой семейной парочки" из Сигулды… Новость себя исчерпала.
Но желание вернуться или многократные случаи возвращения можно смело прогнозировать.
Нигде больше, кроме России, Пугачевой не удастся числиться эстрадной примадонной. И в Израиле, где "на четверть бывший наш народ" и многие говорят по-русски, и на Кипре, где хоть и не четверть, но тоже - она не в мейнстриме...
А в России, даже перестав петь, она находилась на невидимом троне. Здесь складывалась ее биография, а мы все зависим от пройденного пути.
Вполне можно предположить, что сработает и что-то более серьезное. И перенасытившись фильмами Соррентино, гордо мыслящие себя возвышенными "гражданами мира" и спешно оставляющие "страну холопов" знаменитости начнут ощущать нехватку чего-то куда более важного, чем эстрадная слава и беспрепятственное сияние собственной самонадеянности. Чужой язык, чужая среда, чужие привычки, чужие представления о должном и недолжном, чужие погоды. Только по большой нетрезвости ума можно вообразить, что там, куда они бегут, их ждет давно ими желанное идеальное пространство жизни.
Нам, вообще-то, надо быть готовым к тому, что "проснутся" - рано или поздно - большая часть бежавших. За исключением тех, кто уж очень выверил свое предательство или совершил здесь преступления а-ля Невзлин. Да и то…
Я не большой поклонник творческой манеры Пугачевой. Есть в ней нечто, чреватое обернуться на слишком высоком градусе самопрезентации Веркой Сердючкой. Не обернулось, но есть.
Однако Пугачева, конечно, больше своих песенных манер и чьих-то строгих вкусовых предпочтений.
Она выговариватель важных общих истин. В первую очеpедь, психологических женских. Ее песни - эмоциональные формулы счастий и несчастий, и мы ими до сих пор пользуемся. Она многое важное сказала о всегда великих для человека личных трудностях. Кем она войдет в культуру - неудачным перепевателем стихов Мандельштама или открывателем новых чувств и имен - пусть потом доспорят культурологи. Но уже ясно, что вошла выразителем чего-то очень важного. И долго держалась.
И неспроста.
Я видела, как она приезжала петь на приватизированную подмосковную фабрику, потому что оказалась соседкой по даче ее совладельца. Все вмиг потеряло актуальность - управленцы с лексикой в стиле "чисто конкретно", пригласивший ее бизнесмен-интеллигент, инженерная модернизация и история предприятия - осталась одна Пугачева, и взобравшиеся на высокие решетчатые ворота с целью повзирать на ее мерседес поклонники. Это и смешно, и несмешно. В этом есть элемент в том числе и недурной игры.
Ну и, конечно, не надо забывать, что о Пугачевой писала великая очеркистка второй половины 20 века Инна Руденко и с нею записывала телепередачи Кира Прошутинская.
А мой покойный духовник, получив как-то от верующих записку с вопросом "А спасется ли Алла Пугачева?" ответил до сих пор озадачивающими меня словами "Она страстная, поэтому, может быть, спасется".
Но еще больше можно понять и тех, кто не хочет ее возвращения в стиле "как ни в чем не бывало", совсем этому не рад и не готов принять его как нечто само собой разумеющееся.
Людям, держащим за ничто свою страну, давшую им биографию, успех, чрезвычайные доходы и положение, все не должно просто так сходить с рук. Вопрос объяснения своих оскорбительных по отношению к россиянам слов, позиций, поступков остается. И если на перегретого эмоциями актера можно махнуть рукой - ну что поделать, не дружит человек с головой - то Пугачева-то с головой дружит.
Я не сторонник публичных раскаяний за трибунами в американском стиле - по-русски это будет выглядеть карикатурно, как в песнях Галича. Но объяснения в каких-то других, куда более убедительных для нас жанрах, должны прозвучать.