И как он используется в литературе, творчестве, психологии

Поток сознания — это не только про текст нечитаемых модернистских романов XX века. Это понятие гораздо шире и используется в психологии для работы с эмоциями, развития креативности и преодоления «страха чистого листа». Рассказываем о том, как разные писатели отражали ход человеческого сознания в литературе и как эту технику можно использовать, чтобы прокачать навык креатива и найти новые идеи для творчества.

Впервые термин «поток сознания» появился в 1890 году в книге «Принципы психологии». Ее автор, психолог Уильям Джеймс, изначально не относил это понятие к литературе, хотя и заимствовал его у писателя Марселя Пруста, отталкиваясь от его термина Le monologue intérieur.

Уильяма Джеймса интересовал хаотичный мыслительный процесс человека: как к нам приходят и уходят вспышки ассоциаций и воспоминаний, какие-то переживания вызывают яркие эмоции, а какие-то мысли просто отображают то, что происходит вокруг нас. Позже этот термин стал обозначать художественный прием в модернистской литературе. Но что здесь, что в психологии в центре этого понятия лежит метафора: ход человеческой мысли представляется как непрерывный «поток», «река» или «ручей».

Поток сознания в литературе

Текст, который позиционируется как поток сознания — это записанная и неприукрашенная бесконечная беседа персонажа с самим собой. Такой доведенный до крайности «внутренний монолог» отличается от «драматического монолога» или просто «монолога», в котором говорящий обращается к аудитории или другому человеку. В потоке сознания часто нарушаются или вовсе отсутствуют знаки препинания, встречаются неполные или грамматически неправильные предложения, а мысли персонажа прыгают с темы на тему, часто бессвязно.

Лавина смыслов, с которой сталкивается читатель, открывая книгу, отражает внутренний мир персонажа в «сыром» виде — до того, как он будет отредактирован и оформлен в соответствии с правилами языка. В таком подходе некоторые исследователи замечают парадокс — ведь писатели выверяют и редактируют ход потока сознания с той же тщательностью, что и классический текст.

Интересно, что поток сознания используют, чтобы передать реалистичный ход человеческой мысли, но эта техника считается авангардной. Поток сознания часто сравнивают с другими формами модернистского искусства: немецким экспрессионизмом, импрессионизмом, кубизмом и артхаусным кино.

Поток сознания использовали русские и зарубежные писатели XIX века. Например, с его помощью передается тревожное, рассредоточенное состояние Анны Карениной накануне самоубийства в одноименном романе.

«Но она тотчас же стала думать о том, чему могли так улыбаться эти две девушки. «Верно, о любви? Они не знают, как это невесело, как низко… Бульвар и дети. Три мальчика бегут, играя в лошадки. Сережа! И я все потеряю и не возвращу его. Да, все потеряю, если он не вернется. Он, может быть, опоздал на поезд и уже вернулся теперь».

Л.Н. Толстой, «Анна Каренина», 1873

Пример потока сознания в английской литературе — это романы Вирджинии Вульф, например, «Комната Джейкоба», где также реализован замысел передать бесконечный поток образов и мыслей в нашем сознании.

«Миссис Фландерс любила миссис Джарвис, неизменно повторяла, что та пропадает в их глуши, и хоть к сетованиям миссис Джарвис она никогда не прислушивалась, а когда та замолкала, говорила в ответ (подняв глаза, слюня нитку или снимая очки), что если корни ирисов укутать торфом, то мороз им не страшен или что Парроты в следующий вторник устраивают распродажу белья — «не забудьте», — чувства миссис Джарвис миссис Фландерс понимала прекрасно…»

В. Вульф, «Комната Джейкоба», 1922

Пиком использования потока сознания считается модернистский роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Ули́сс», опубликованный целиком в 1922 году. Почти каждая из 18 глав написана в своем стиле и формате — среди них есть глава-пьеса и глава в форме «вопрос-ответ». А в последней части романа автор и вовсе отказывается от знаков препинания и не делит текст на предложения, изображая ход мыслей Молли Блум — жены главного героя Леопольда Блума.

«Да потому что такого с ним никогда не было требовать завтрак себе в постель скажи-ка пару яиц с самой гостиницы Городской герб когда все притворялся что слег да умирающим голосом строил из себя принца чтоб заинтриговать эту старую развалину миссис Риордан воображал будто с ней дело в шляпе, а она нам и не подумала отказать ни гроша все на одни молебны за свою душеньку скряга какой свет не видал жалась себе на денатурат потратить четыре пенса все уши мне прожужжала о своих болячках да еще эта вечная болтовня о политике и землетрясениях и конце света нет уж дайте сначала нам чуть-чуть поразвлечься…»

Джеймс Джойс, «Улисс», 1922

Вот еще несколько выдающихся произведений, построенных по принципу или использующих поток сознания:

Андрей Белый — «Петербург», 1913Марсель Пруст — «В поисках утраченного времени», 1914Джеймс Джойс — «Портрет художника в юности», 1916 Вирджиния Вулф — «Миссис Дэллоуэй», 1925Уильям Фолкнер — «Звук и ярость», 1929Габриэль Гарсия Маркес — «Осень патриарха», 1975Саша Соколов — «Школа для дураков», 1976

Поток сознания в психологии и творчестве

Даже если вы не планируете изучать модернистские тексты и писать романы без запятых, принцип потока сознания может пригодиться, чтобы лучше понять самого себя. Так, концепт бесконечно льющейся мысли используется в самоанализе: считается, что если дать сознанию свободу и немного времени, то ваши мысли приведут вас к тому, что на самом деле волнует и занимает вас больше всего. Вот несколько практик, которые можно использовать, чтобы узнать о себе что-то новое, избавиться от блока в творчестве или разобраться в собственных чувствах.

Фрирайтинг

Техника свободного письма состоит в том, чтобы отключить сознание, забыть про правила пунктуации и писать то, что пишется, на бумаге или в электронном документе. Позвольте себе не думать о том, какие слова вы помещаете на бумагу, и старайтесь не останавливать «поток» письма. Это может быть сложно, но уже через несколько минут практики вы обнаружите, что руки движутся словно сами по себе, без контроля мысли. Делайте это упражнение, когда кажется, что в голове слишком много мыслей, когда чувствуете, что попали в тупик или нужно разобраться в собственных чувствах. Без пристального контроля со стороны сознания слова, которые вы напишите, придут к той теме или чувству, которое волнует вас больше всего. Фрирайтинг также считается полезным упражнением для писателей, которое помогает преодолеть «страх чистого листа» и развить креативность.

Арт-терапия

Принцип арт-терапии — тот же, что и в фрирайтинге. Только использовать здесь нужно другой медиум: не слова, а краски и формы. С помощью любых красок, карандашей, маркеров, которые есть у вас дома, попробуйте нарисовать что-нибудь, ориентируясь только на свое самочувствие. Задача — не создать оригинальное произведение искусства, а выплеснуть и, возможно, проанализировать свои эмоции и чувства. В результате посмотрите на получившийся рисунок: скорее всего, даже если вы нарисовали просто абстрактные разноцветные формы, по их цветам, форме и характеру будет понятно, какие чувства в вас преобладают.

Монолог

Не важно, находитесь ли вы один в комнате или на сеансе у психолога — если вы будете говорить достаточно долго, то можете узнать о себе много нового. Дайте словам литься на протяжении нескольких минут и старайтесь не подвергать их внутренней цензуре и критике. Гениальность этого упражнения — в его простоте. Позвольте себе говорить «без цензуры» — и смотрите, куда придут ваши рассуждения. Возможно, вы прямо в процессе монолога примете решение что-то изменить в жизни или в чем-то себе признаетесь. А может — найдете ответ на давно волнующий вас вопрос.

Какой бы формат вы ни выбрали для работы с потоком сознания, это — инструмент для того, чтобы выйти из шаблона и позволить вашей мысли привести вас к новым выводам и идеям. Так же, как в работах разных писателей поток сознания реализуется в различных формах и степени, вы можете адаптировать его под себя, доверившись интуиции и, опять же, свободному полету мысли.