Две девушки в одной могиле: самые необычные захоронения Заельцовского кладбища

Исследователь и краевед Лидия Королева уже много лет изучает захоронения новосибирских некрополей. Именно ей удалось найти могилы писателей Артемия Ершова и Александра Козачинского. Авторы повестей «В поисках Родины» и «Зеленый фургон» были похоронены рядом на Заельцовском кладбище. Поиски писательских могил попутно открывают и другие удивительные истории похороненных новосибирцев.

Две девушки в одной могиле: самые необычные захоронения Заельцовского кладбища
© VN.ru Все новости Новосибирской области

Две девушки в одной могиле

«Очень часто идешь на кладбище с одной целью, а находишь кого-нибудь другого, – говорит Лидия Королева и показывает на памятник с двумя девичьими фотографиями. – Сам памятник очень похож на дореволюционный – либо кто-то перепродавал старые монументы, либо перенесли со старого некрополя».

На дореволюционном монументе с крестом табличка со полустертой надписью и девичьими фотографиями идеальной сохранности. На одной – девушка в военной шинели и солдатской шапке, на другой – её ровесница в романтичной блузке с бантом. Кто они, почему у них один памятник на двоих? На табличке едва прочитывается лишь одно слово – Надежда.

Как говорит Лидия Королева, чтобы выяснить историю того или иного захоронения, некрополисты часто оставляют на могилах записки для родственников. Есть шанс, что послание прочитают в очередной родительский день, когда принято поминать усопших и приходить на кладбища. Место захоронения двух девушек уже поросло деревьями, вероятность, что сюда приходят люди, крайне мала.

Сосна-памятник

Место упокоения Нины Зиновьевны Морозовой само превратилось в дерево. Табличка с надписью буквально вросла в сосновую кору. Мы знаем, что женщина родилась в начале 20 века, умерла 8 мая 1943 года и у неё были дети. «Спи спокойно, дорогая милая, любимая мамочка», – написано на табличке в дереве.

Как выглядела Нина Морозова и где сейчас её могила – определить невозможно. Огромная сосна Заельцовского бора стала памятником жительнице Новосибирска.

«Ты в дни войны погиб на Украине»

Останки солдата Ивана Ильина семья искала 40 лет. Сейчас он похоронен в Новосибирске вместе с родными. На его могильной плите есть фото самого солдата и фотография мемориала на братской могиле, где были похоронены его однополчане. Мемориал, возможно, еще сохранился на территории Украины.

Вся история поисков и обретения тела воина, погибшего в боях за освобождение Украины от фашистов, рассказана в эпитафии. «Прости, что долго твой искали след. Спи, дорогой, в родной земле отныне – тебя нашли мы через 40 лет». Иван Ильин погиб в 1943 году, 20 лет от роду.

«Такой мемориал действительно есть на Украине. На нем список погибших, в котором есть и Ильин, но с другими инициалами. Я сама в поисковых отрядах в студенчестве ездила по местам боев, знаю, как эти захоронения выглядят: два солдатских медальона на 30 человек. На сайте мемориал нашла информацию, что И. Ильина отдельно похоронили. А раз так, то родственники нашли человека. Уже в нашей «Книге Памяти» написано, что перезахоронен на родной земле», – рассказала VN.ru исследователь.

Инженер-испытатель автомобиля ВАЗ

Еще одна эпитафия, по которой можно восстановить почти всю судьбу человека, начертана на могиле Александра Эдгаровича Шютца. 27-летний парень похоронен рядом с родителями Эдгардом Фердинандовичем и Людмилой Фоковной.

На могильной плите Людмилы Фоковны указано, что она была известным врачом поликлиники УВД Новосибирской области. На могиле Эдгарда Шютца надпись на немецком — in liebevelter erinnerung (в нежной памяти). Родители пережили своего сына как минимум на 30 лет.

Инженер-испытатель ВАЗа Александр Шютц погиб в автокатастрофе 18 июля 1983 года. Как сказано в стихотворной эпитафии, парень мечтал объехать земной шар на «восьмерке».

Никаких данных в интернете об инженере-испытателе Александре Шютце не найдешь – только памятник на Заельцовском кладбище. Также не знают интернет-поисковики и имя Эры Шевкуновой. Между тем, её могила в виде часовни не оставляет равнодушным никого.

«Девушка 1935 года рождения, на фотографии она с папой в военной форме. Про родственников тоже ничего не знаем, видно, что служили здесь и, видимо, перевелись. Эпитафия просто до слез. Но отчество Эры не указано, не нашли её родственников никого. Вот так бывает – и все имена можем прочитать, а историю не знаем», – сетует Лидия Королева.

Впрочем, бывают на кладбище и счастливые истории обретения памяти. Могилу актера Матвея Кирикова исследователям показали участники цыганских поминок. На плохо читаемой табличке заброшенного памятника можно было разобрать имя и род занятий – актер.

Служивший до революции антрепренёром Матвей Кириков работал во многих провинциальных театрах страны. Во времена Веры Редлих служил в новосибирском «Красном факеле». Запомнился ролью Кутузова в спектакле «Фельдмаршал Кутузов». Его новосибирские артисты ставили в годы войны. Нынешние актеры «Красного факела» ухаживают за могилой Матвея Кирикова.