Как 86-летний белорус из Тюмени Александр Шульга стал паромщиком двух культур

Наша встреча была случайной - в Ельский район на Гомельщине собирались совсем по другому журналистскому поводу. А накануне председатель Добрынского сельсовета Василий Сакула заинтриговал новостью: из Тюмени приезжает уроженец Добрыни Александр Шульга. Мол, человек необыкновенный. И вот мы уже сидим в местной школе напротив высокого статного мужчины с красивой серебристой бородой и яркими голубыми глазами - трудно поверить, что Александру Адамовичу весной исполнилось 86 лет.

Как 86-летний белорус из Тюмени Александр Шульга стал паромщиком двух культур
© Российская Газета

Здесь все родное

На столе - открытая коробка конфет "Белорусочка", горячий чай разлит в нарядные чашки Добрушского фарфорового завода.

- Все родное, любимое здесь, - улыбается собеседник.

Кстати, год назад Александр Шульга сделал родной школе подарок - в честь юбилея передал в ее фонды свою библиотеку.

Его жизнь с возрастом не сбавляет обороты: основатель отряда "Память сердца" при тюменском лицее № 34, руководитель Надымского землячества, а в прошлом участник обустройства многих ямальских месторождений, почетный труженик Минтопэнерго и Миннефтегазстроя, партийный работник, общественный деятель.

Весной школьный отряд из Добрыни вместе с учителем и Александром Адамовичем отправятся в недельное путешествие по Москве и Тюмени

А начиналось все в Добрыни. Тут окончил школу, на этой же улице с символическим названием Школьная до сих пор стоит его родной дом, хотя там давно уже другие хозяева. Здесь он в последний раз видел отца, который уезжал на фронт, здесь похоронил маму.

Из Беларуси Александр Адамович уехал в 1956 году: сначала на три года в Ленинград - служить в армии. Потом по комсомольской путевке отправился в Сталино (сейчас Донецк) работать на металлопрокатном заводе. Там же поступил в институт имени Хрущева. Александр Адамович вспоминает:

- Затем работал в Днепропетровске на Южном машиностроительном заводе. Я как раз оканчивал Запорожский машиностроительный институт, когда в газетах и на телевидении бросили клич: "Комсомольцы, вперед, на освоение нефтяной и газовой целины Тюменской области!" Я был членом партии и, конечно, после окончания института, в 1967 году, попросился именно туда. Приехал в Тюмень, потом были Сургут, Надым, Новый Уренгой, Салехард и опять Тюмень.

Память не отпускает

Александр Адамович бережно хранит историю о своей семье - его отец был грамотным человеком и сначала работал писарем, потом заместителем председателя сельского совета, а перед войной возглавил кирпичный завод. Мама Федора - крестьянка. Саша у них был единственным и горячо любимым ребенком. Семейное счастье оборвала война.

- Первое смутное воспоминание сохранилось о том, как я долго бегу за телегой, на которой отца увозят на фронт, - рассказывает Александр Шульга. - Его призвали на четвертый день войны, 26 июня. Больше мы не виделись. Повоевать ему пришлось недолго, уже к августу весточки от отца поступать перестали. Мать долго ждала его с войны, но напрасно. В наши дни тюменские поисковики помогли выяснить, что отец погиб в концлагере в 1944 году, но моя семья все равно считает годом его гибели 1941-й.

Мать Александра Адамовича после гибели отца всю свою жизнь прожила в Добрыни, лишь на один год сын забрал ее к себе в Тюмень, потом Федора Андреевна затосковала по родине и попросилась обратно.

- В домике нашем уже жила другая семья, пришлось просить их переехать - люди были хорошие, все сладилось, - вспоминает Александр Шульга.

Еще есть много дел

После чаепития идем по Школьной улице к родной хате Александра Адамовича. Она стоит в глубине двора, укрывшись от дороги плодовыми деревьями.

- Хозяева дома? - окликает от калитки наш спутник. - Здесь все, как в моем детстве, - кажется, не было этих 80 лет.

На этот раз к родному адресу его привело не только сердце, но и важное дело: нужно определить место для памятной таблички об отце и матери. Местные власти не против, новые хозяева дома тоже.

- Я бы хотел в центре повесить, но груша ветками закроет, от дороги видно не будет, поэтому прикрепим справа.

Четыре года назад в центре Добрыни Александр Адамович, который для местных жителей стал еще и меценатом, установил памятный знак в честь основания деревни в 1741-м, а также ратного и трудового подвига односельчан по защите и укреплению могущества Родины.

- Может, люди жили там и до этого времени, но первое упоминание относится именно к 1741 году, - уточняет он.

Сейчас Александр Адамович готовит новые сюрпризы для земляков.

- Есть традиция устанавливать побратимские связи между школами наших стран. Я обратился в тюменский лицей № 34 - сначала предложил им гимназию в Ельске, потом подумал о родной школе в Добрыни, - рассказывает собеседник. - Уже есть договор, и мы готовы проводить совместные мероприятия.

- Если не секрет, какие планы? - интересуюсь.

- Весной школьный отряд из Добрыни вместе с учителем отправятся со мной в недельное путешествие по достопримечательностям Москвы и Тюмени. В российской столице ребята увидят парк "Патриот" и парк Горького, Красную площадь, а в моем городе съездим в музей лицея № 34, побываем в Тобольске, в доме-музее Распутина, в театре, зоопарке, этнопарке "Юрибей". Уверен, гости получат много эмоций!