Сабантуй глазами поляка

Сабантуй всегда вызывал большой интерес у иностранцев, которые волей случая могли его наблюдать. Яркий тому пример — восторженные отзывы зарубежных гостей Казани, которые приезжали в наш город на крупные международные мероприятия летом и параллельно могли посетить любимый татарский праздник. Вот и у польского врача, преподававшего в Императорском Казанском университете, осталось немало впечатлений о народных гуляниях и состязаниях на Сабантуе в XIX веке. Подробнее об этом в своем дзен-канале "Записки о провинции" рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Елена Миронова.

Сабантуй глазами поляка
© Реальное время

Интересно взглянуть на Сабантуй глазами человека прошлого, да еще и незнакомого с его традициями.

Франц Францевич Залесский был чистокровным поляком, но с русским воспитанием. Родился в 1820 году в Волынской губернии, по окончании Луцкой гимназии поступил в Киевский университет. В 1838 году как участник антиправительственного заговора был выслан в Казань, где окончил юридический факультет. В 1851 году он вновь, уже по собственному желанию, приезжает в Казанскую губернию, получает образование в медицинском университете, преподает в Родионовском институте, ассистирует в университетской акушерской клинике, позднее — доктор медицины и приват-доцент Императорского Казанского университета.

Оказавшись в Казани — городе со значительным мусульманским населением, — он проявил интерес к местной культуре и обычаям и оставил описание Сабантуя. Залесский не поясняет, чему посвящен праздник, и не приводит перевода названия, а просто описывает, как проходили соревнования, увидев в них только народные гуляния для татар, не указывая на связь с хозяйственной деятельностью.

В деревнях Сабантуй (по-русски буквально "свадьба плуга") проводился в конце апреля и знаменовал начало полевых работ. В Казани его проводили в конце мая, сначала на Арском поле, а с 1830-х годов — на большом лугу к югу от Новой Татарской слободы.

Внимание 20-летнего студента Франца привлекла национальная борьба под названием курэш, которая напомнила ему русские кулачные бои. По свидетельству молодого поляка, наблюдать за зрелищем собрались не только татары, но и много русских, чуваш и пр. Зрители, "садятся по-восточному, образуя большой круг".

Далее он описывает саму борьбу и отмечает участие в состязании некоторых русских, но в конечном итоге "татарин брал верх". И это Залесский объяснял бытовавшим мнением, что "татары ловчее и даже в умственном отношении смышленее". Победитель забирал приз в "несколько десятков медяков" и затем продолжал борьбу с новым противником, "и были такие, что валили одного за другим несколько человек".

Затем приводится описание скачек. Если сейчас призовой фонд конных соревнований составляет миллионы рублей, то тогда награды были скромнее: "красивая ситцевая рубашка — для первого, большой красный пояс — для второго, третьему — большой женский платок, четвертому — платок поменьше".

Меры безопасности в то время не отличались надежностью: "Десятники разгоняли народ, чтобы никто не стоял на дороге, но под конец одна лошадь, разогнавшись, наскочила на самого десятника и помяла его". Но Залесский, тогда еще не имевший медицинского образования, с однокурсниками поспешил на помощь.

Конечно, в более поздний период, во второй половине 19-го века, Сабантуй стал отмечаться с большим размахом — возросло количество соревнований, а татарские меценаты обеспечивали победителей более ценными подарками.