Новгородские древности: церковь Рождества Христова на Красном поле
Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».Если вы едете в Новгород на машине из Москвы, то вас по дороге встретит монумент с танком Т-34, рядом с которым есть повороты направо и налево. Направо — к храму Успения на Волотовом поле, налево — к храму Спаса на Ковалеве и дальше, к Нередицкому Спасу и Рюрикову Городищу. С этого момента, собственно говоря, и начинается Великий Новгород. Впрочем, средневековая граница города начнется позже — когда вы въедете в черту Окольного города — земляных валов, проехав сквозь которые, вы окажетесь на прямой к мосту через Волхов. И почти все гости города проезжают этот маршрут, не зная, что незадолго до валов Окольного города, они проезжают, не видя, уникальный храм XIV века с потрясающей росписью и удивительной судьбой. Сегодня мы расскажем о храме Рождества Христова на Красном поле (на кладбище).Фото: Алексей Паевский, июль 2020 годаКак пишут специалисты, с 1380-х по 1420-е годы — время расцвета Новгородской республики — в Новгороде построили около полусотни каменных храмов, лишь небольшая часть которых дошла до наших дней, сохранив свой облик и фресковое убранство. «Но и эта часть столь значительна, что превосходит все наследие других древнерусских городов, оправдывая сравнение Новгорода с итальянской Флоренцией», — пишет крупнейший знаток новгородской живописи Татьяна Юрьевна Царевская. И одной из жемчужин, составляющих ожерелье славы новгородского зодчества и живописи стала церковь Рождества Христова.Храм в 1914 годуСамое раннее упоминание о монастыре Рождества Христова в Новгороде — сравнительно позднее. В тексте XVII века, «Житии семи Алфановых братьев, Сокольницких чудотворцев», монастырь упоминается под 1162 годом. Более достоверные сведения о предыдущем храме Рождества Христова мы видим под 1226 годом. Новгородская Первая летопись сообщает нам: «В лето 6734… Приде князь Ярослав в Новгород… Тогда поставиша церковь святого Рождества Христова». Летопись не сообщает, был ли храм деревянным или каменным, но некоторые историки архитектуры говорят, что в ранних летописях глагол «постави» использовался в применении к деревянным храмам, а «създа» (от «здо» — глина) — к каменным. Но, разумеется, как сейчас принято говорить, #этонеточно.Фото из книги Грабарь И.Э. «История русскаго искусства».М 1910-1913Уже тот храм был связан с общими могилами (скудельнями) для умерших в голод или эпидемии. Та же летопись упоминает храм под 1230 и 1255 годами: «В лето 6738 … и поставиша другую скуделницю на поли, конець Чюдиньчеве улици, и бысть та полна, в неи же числа несть: а за 3-ю поставиша на Колени, за святым Рожествомъ, и та же бысть пълна…», «В лето 6763… И поставиша Новгородци полкъ за Рожеством Христовомъ в конци…». Эти сведения точно не говорят, где был храм-предшественник.Северный фасад. Фото: Алексей Паевский, июль 2020 годаНынешний храм был построен в 1381-1382 годах за Окольным городом Торговой стороны на Красном поле (то бишь — красивом, см. «Красная площадь» и красный угол в избе). Новгородская Третья летопись сообщает о закладке храма: «В лето 6889 … заложиша храм каменной Рождество Христово, на поле». Новгородская Четвертая — о его достройке год спустя: «В лето 6890 свершиша церковь камену, святое Рожество, на поле».Фото: Алексей Паевский, июль 2020 годаПоминальная книга — Синодик — храма, сохранившаяся в рукописи XVIII века, упоминает в качестве основателя храма великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Татьяна Царевская приводит и другие имена «строителей» (а правильнее — устроителей), людей, оплачивавших переделки и ремонты храма с начала его существования — это новгородцы Андрей, Геронтий, Константин, Вениамин, Кирилл, Трифон, Аркадий, Иосиф, Варлаам, Павел, Харитон, Онуфрий и Александр.Фото: Алексей Паевский, июль 2020 годаНесмотря на то, что храм был основан Дмитрием Донским, уже через пять лет после его основания от Дмитрия Донского он (а точнее, монастырь, главным храмом которого он был) и пострадал: собственно говоря, первое упоминание о монастыре Рождества на Красном поле — это 1386 год, когда Дмитрий Донской разругался с Новгородом и пошел на него походом, а новгородцы сами сожгли ряд пригородных монастырей (в том числе и Ковалевский, например), при подходе князя. Впрочем, через два года его настоятель, игумен Афанасий, уже был кандидатом для избрания на архиерейскую кафедру Новгородской республики (де факто — главы Новгорода) наряду с игуменами монастырей Благовещения и Хутынского.Фото: Алексей Паевский, июль 2020 годаВ 1422 году монастырь снова стал местом погребения многих новгородцев — тогда тысячи жителей великого города умерло от голода. То же было и в 1571-1572 годах. Более того, монастырь издавна был местом погребения безвестных людей, нищих, убитых и даже казненных. Это называлось «убогий дом».В 1547 году и монастырь, и сам храм пострадал от пожара: «Того же лета, в Петров пост… загорелося у Рождества Христова на поле, у манастыря, за меншими вороты, в улке от сараев с поля, у медника, и поиде огнь в монастырь, и згоре трапеза с церковью, и Рождество Христово церковь огоре, и колоколница згоре, и колоколы опустились (…) и в манастыре осталось келей 6, а ис церкви иконы и книгы вся выносиша, а строена же была церковь с трапезою превелика, трапеза 7 сажень, а церковь — 4 сажень, а священа бысть за год до пожару сего…». Новый пожар был и в 1572 году.Общий вид сводовЧто же из себя представляет храм? Это типичный новгородский храм второй половины XIV века — небольшой, четырехстолпный, с квадратыми в сечении столбами, крестово-купольный храм с одной невысокой апсидой. Основной объем чуть вытянут по оси «запад-восток» — его план 14,4х10 метров. С запада к храму примыкает пристройка 1829 года.Стены — как сейчас, так и в древности — оставлены неоштукатуренными, каменные блоки затерты розоватой обмазкой. Очень простые фасады делятся на три части лопатками, храм имеет два входных портала — западный и южный, окна расположены в два яруса и заглублены в ниши с полукруглым завершением — за исключением верхнего окна среднего прясла северного фасада, ниша которого завершается щипцом. Когда-то храм имел трехлопастное завершение фасадов (как, например, в церкви Федора Стратилата на Ручью), которое сейчас заменено на восьмискатную крышу.Снятие с креста. Фреска северного сводаСудя по всему, храм был расписан не сразу после постройки, а лет через 10-15 — в последнем десятилетии XIV века — об этом говорит и стиль живописи, и то, что древнейший слой штукатурки, найденный на стенах храма, средов росписи не имеет. Его поверхность покрыта насечками, которые делались при подготовке храма под роспись, а сверху — новый слой штукатурки с фресками.Савва ОсвященныйЧасть фресок погибла при пожаре и при перестройках, а в 1827 году сохранившиеся участки росписи были забелены (по счастью, не сбиты) и записаны масляной краской.Летом 1912 года реставратор-иконописец Павел Юкин произвел первую расчистку фресок, с которой и началось ее научное изучение. Очень скоро стало ясно, что храм сохранил уникальный фресковый ансамбль, подлинное значение которого было раскрыто только в ХХI веке Татьяной Юрьевной Царевской.Архангел Гавриил из БлаговещенияВот что она пишет в своей статье 2022 года: «Искусство ведущего мастера не несет на себе "светского" следа западных влияний, которыми было проникнуто придворное искусство моравской Сербии. Ориентируясь в своих художественных приемах и изобразительных схемах на старую академическую традицию и имея богатый арсенал классических образцов и схем, мастер Рождества на Поле принадлежал той линии искусства конца XIV в., которая находит больше соответствий в живописном и образном строе росписей Афона. Появление такого изографа в Новгороде в самом конце XIV в., учитывая интенсивные связи в этот период с монастырями Святой Горы, как допустил и Л. И. Лифшиц , представляется вполне вероятным. Его индивидуальный стиль, основанный на классической традиции, стал одним из первых предвестников новых путей, по которым пошло развитие русской живописи в следующем столетии».Общий вид западной стороны росписиТак или иначе, судя по всему, в храме Рождества творил великий художник, как бы не равный по величине своего таланта Феофану Греку, хотя и гораздо более сдержаннный.Интересно, что уникальный фресковый ансамбль мог бы и не дойти до наших дней. Дмитрий Сергеевич Лихачев в книге «Раздумья» приводит такую историю:«В церкви Рождества на Кладбище с великолепными и малоизученными фресками обнаружили при реставрации в верху алтарной апсиды огромный снаряд. Концы снаряда были видны и снаружи, и внутри. Вызвали саперов. Они сказали: "Единственный способ — взорвать на месте. Иначе обеспечить безопасность нельзя". Реставраторы чрезвычайно взволновались: "Но погибнут фрески!" Как всегда в чрезвычайных случаях, тут же оказались два мальчика. Услышали, что взрывать будут утром. И вот, когда утром приехали саперы, снаряда не обнаружили. Мальчики за ночь вытолкнули снаряд наружу. Он упал на мягкую кладбищенскую землю и, к счастью, не взорвался». Что это, как не чудо?К счастью, памятник дошел до наших дней и продолжает изучаться. Мы очень надеемся, что Татьяне Юрьевне Царевской — главному исследователю этого памятника и его живописи — удастся довести до завершения монографическое исследование храма Рождества на Красном поле.