Войти в почту

Его домом стала Новороссия: почему американец Рассел Бентли приехал в ДНР и вступил в ополчение

Американец Рассел Бентли известен на Донбассе под позывным «Техас». В 2014 году он оставил за океаном родных, хорошую работу и, приехав в Донецкую народную республику, выступил в ополчение.

Его домом стала Новороссия: почему американец Рассел Бентли приехал в ДНР и вступил в ополчение
© Вечерняя Москва

С Расселом Бентли и его женой Людмилой мы встречаемся в кафе в центре Донецка. Периодически к Расселу подходят военные и гражданские — пожать руку легендарному ополченцу, поднять с ним бокал за грядущую победу.

— В декабре 2014 года я впервые приехал в Россию, чтобы вступить в ополчение, — рассказывает Рассел. — Я не был женат, у меня не было детей. Я работал арбористом (древовод, специалист по уходу за деревьями. — «ВМ»), много зарабатывал.

Рассел родился в 1960 году в обеспеченной семье, занимавшейся ресторанным бизнесом. С детства мальчик пропадал в библиотеках.

— Когда мне было 10 лет, я увидел в книге изображение Мамаева кургана в Волгограде. Большой, красивый монумент — «Родина-мать зовет!». Я хотел увидеть его вживую, но понимал, что это очень далеко, — вспоминает Рассел. — Во Вторую мировую войну мой дедушка сражался в американской армии против немцев, был командиром танка. Он не любил говорить о войне.

А в 1986 году друг, который работал на ТВ, принес мне видеокассету с фильмом «Иди и смотри» (военная драма, снятая в 1985 году режиссером Элемом Климовым. — «ВМ»). Посмотрев это кино, я понял, что такое настоящее зло и почему мой дедушка и русские люди боролись с нацизмом.

Переломный момент для Рассела наступил, когда он посмотрел видео, снятое в 2014 году в Луганске во время авиаудара. Среди погибших была женщина по имени Инна Кукурудза, ей оторвало ноги. На видео она еще жива и смотрит в камеру...

В дыму

В первую неделю своего пребывания в Донецке Рассел каждый день приходил на базу батальона «Спарта». Но брать его в ополченцы не спешили.

— Тогда знакомый журналист привел меня на базу батальона «Восток». 15 минут беседы — и меня взяли. Мне повезло, командир «Востока» Александр Ходаковский — настоящий герой!

Рассела направили на тренировочную базу в город Ясиноватая, где он познакомился с бойцами из отдельной тактической группы «Суть времени», входившей в батальон. В эту группу он и попал. Спустя две недели тренировок, на рассвете 31 декабря 2014 года «Техас» в качестве снайпера и гранатометчика оказался на позиции в Иверском монастыре, вблизи здания терминала, откуда ожесточенно выбивали укронацистов батальоны «Восток», «Спарта» и «Сомали».

— Бои шли день и ночь. Было холодно, темно — окна были заложены мешками с песком. Помню дым, который заполнял все, не выходил наружу. Мы топили единственную печку дровами, — вспоминает Техас. — Спустя две недели я заболел, и меня 16 января в приказном порядке отправили на лечение.

А 17-го украинцы пошли в атаку на монастырь. В том бою у них было большое численное превосходство. Узнав, что погибли трое ребят из его группы, Рассел самовольно вернулся на позицию...

— В 2015 году наша тактическая группа перешла в батальон спецназа «Хан» (назван по позывному командира. — «ВМ»). Это первый батальон спецназа в ДНР, — вспоминает Рассел. — Мне было к тому времени 55 лет, немного стар уже для того, чтобы головой кирпичи разбивать (смеется). А ребята это и правда делали.

Рассел, у которого на родине была музыкальная группа, в свободное время играл на гитаре. Он написал песню «Добрый дом Новороссия», друг с позывным «Поэт» перевел ее на русский. По словам «Техаса», он встретил на передовой много талантливых людей.

В 2015-м Рассел с соратниками из «Сути времени» занялся гуманитарной помощью гражданскому населению.

— В Горловке был ужасный обстрел. У женщины по имени Анна Тув погибла семья — выжили только она, трехлетний сын и дочь, которой было две недели, — вспоминает Людмила. — Анне оторвало руку, другой она выкапывала дочь из-под завалов. Рассел с ребятами снял об этом репортаж и сказал командиру, что хочет собрать для Анны 10 тысяч долларов на протез руки. Тот усомнился, что получится. Но люди, увидевшие сюжет на Западе, прислали деньги.

Многие называют Рассела Бентли репортером. Сам он предпочитает определение «информационный воин».

С 2014-го по 2017-й он был на передовой, затем полностью сосредоточился на том, чтобы помогать мирному населению и рассказывать правду людям на Западе.

Любовь и смерть

Рассел и Людмила познакомились в 2016 году. Она была репетитором английского языка.

— Я смотрела ролики Рассела в интернете, подписалась на него в соцсетях, — рассказывает Людмила. — Однажды он выложил видео, на котором движение «Суть времени» передавало вещи погибших 17 января 2015 года в музей. В кадре были дети из патриотического клуба, и среди них я узнала свою ученицу Машу, о чем и написала под видео. Он заметил сообщение на хорошем английском. Связался, спросил, могу ли я помогать с переводами, субтитрами... Я согласилась. Затем стала заниматься с ним русским языком.

Постепенно дружба переросла в любовь. Пара поженилась. Сначала жили в Петровском районе Донецка, одном из самых обстреливаемых. Потом перебрались в центр, но часто ездят в Петровский — покормить котов, проверить дом.

В феврале 2022 года дончанам предлагали эвакуацию.

— Не знаю, что было бы, если бы мы все уехали и город опустел, — рассуждает Людмила. — Может, благодаря тому, что столько людей осталось, город до сих пор жив.

Спрашиваю, чем бы мои собеседники хотели заниматься после нашей победы.

— Семья. Дом, сад, — отвечает Рассел. — Я бы ел шашлык, играл на гитаре (смеется). Трудился бы. — Мы думаем о том, чтобы усыновить деток. Здесь много тех, у кого родители погибли, — добавляет Людмила. — Хочется мирной, спокойной жизни.

Добро и зло

Друзья Техаса — солдаты, ветераны, священники, монахи, музыканты. Многие и сейчас на фронте.

— Если бы я был моложе, тоже до сих пор бы воевал, — убежден Рассел. — Нацистов — вспомните, что они творили с нашими пленными — надо уничтожать, как бешеных собак, ведь бешенство неизлечимо. Я говорю это, будучи православным. Хочется защитить от них невинных людей — таких как Анна Тув, Инна Кукурудза...

Когда в 2014 году Рассел по пути в ДНР оказался в Ростове, он осознал, что Мамаев курган — больше не далеко. И поехал сначала в Волгоград. На глазах американца при этом воспоминании выступают слезы.

— СССР спас весь мир от нацизма в Великой Отечественной войне. И сейчас Россия снова защищает от него человечество. А кто защищает Россию, тот защищает мир.

Многие иностранцы благодаря аккаунтам Бентли в соцсетях поняли, что пропаганда дурит им голову, многие, чтобы убедиться в этом, сами приезжали на Донбасс.

— Ведь правда — это самое важное оружие. А еще доброта и любовь, — заключает Рассел. — Я верю в то, что эта война между добром и злом была описана в Апокалипсисе как последняя.