Неизвестные и малоизвестные факты об Алмазном фонде
Большинство исторических сокровищ названы в честь императоров и императриц. Названия современных драгоценных камней более разнообразны. Большая коллекция в честь покорителей космоса: "К.Э. Циолковский", "Академик С.П. Королев", "Юрий Гагарин", "Валентина Терешкова", "Валерий Быковский", "Интеркосмос", "Союз-Аполлон" и "Буран". Много писателей, поэтов, балерин и вокалистов: "Пушкин", "Лев Толстой", "Модест Мусоргский", "Анна Ахматова", "Галина Уланова", "Ольга Берггольц", "Людмила Зыкина" и др. Эпизодически встречаются политики ("Индира Ганди", "Альенде"). Есть имена, которые нуждаются в пояснениях, например, якутский алмаз весом 32,7 карата "Саманта Смит" назван в честь девочки из США. Ее имя было известно в годы перестройки в СССР и совершенно не известно на ее родине. Экскурсоводам приходилось рассказывать американцам, кто она такая.
И есть одно совершенно неожиданное название у очень значимого камня: "Мария", это первый якутский алмаз больше 100 карат. Оказывается, что назван в честь простой работницы жирового цеха обогатительной фабрики в Мирном Марии Коненкиной. Термин "жировой" означает технологию: алмазный концентрат пропускают через жировую ленту, поскольку жир прочно удерживает алмазы. В 1966 году Мария просто первой увидела прилипший к жировой ленте кристалл весом 105,88 карата. На нее обрушилась нежданная слава, вплоть до того, что ее лично приглашал в Москву на выставку "Сокровища Алмазного фонда СССР" министр финансов (Гохран входит в это министерство).
"Утверждение о том, что большинство названий уникальным камням и самородкам придумывают на приисках - неверно, - отмечает глава Гохрана Андрей Юрин. - Мы участвуем в этом процессе. Если алмаз уникальный, и он попал в коллекцию Гохрана, то можно сохранить название, данное на прииске или на обогатительной фабрике. Можно переименовать. А может алмаз остаться и без названия. В любом случае, решение принимается всегда индивидуально. Полностью полагаться на инициативы работников обогатительных фабрик и старателей нельзя, поскольку в этом случае вряд ли бы у нас появилась коллекция алмазов, скажем, названных в честь разведчиков. Уникальные особенности каждого кристалла пересекаются с личностями нелегалов или фактами из их биографий. О которых непосвященные не могут знать".
Изначально выставка должна была завершиться через год, т.е. в 1968-м. Потом ее продлили до 1969-го. Далее - бессрочно. Изначально билеты на нее не продавали. "Мы получали заявки от трудовых коллективов: за один день приходило заявок сразу на три-четыре года вперед, - рассказывает старейший экскурсовод Алмазного фонда Лидия Капилина. - В 1960-1970-х посетители были более подготовлены, они знали, что увидят, это было огромное событие в их жизни. Конечно, посетители самые разные, но для меня связь поколений - это когда в историческом зале кто-то не сдержит чувств: "Боже, какая красота!" Такие были, есть и будут во все времена. И мне повезло здесь работать. Наверное, поэтому я так долго живу".
У современных посетителей выставки есть преимущество перед посетителями советской эпохи. Тогда барьер не позволял приблизиться к стеклу витрины ближе, чем на 1,5 метра. Сейчас это расстояние сокращено вдвое, что позволяет рассмотреть самые интересные экспонаты. Например, надписи и нюансы огранки таких мировых раритетов, как потрясающий бриллиант "Шах", которым персы пытались откупиться за убийство Грибоедова. Расстояние важно для детального рассмотрения ордена Золотого Руна, он инкрустирован редкими розовато-лиловыми топазами. Или "Большой букет" императрицы Елизаветы Петровны работы самого Иеремии Позье. И еще десятков экспонатов.
Многие посетители недовольны запретом на съемку на выставке. "Объясняем, что это не совсем музей, - говорит Лидия Капилина. - Это сокровищница общенационального уровня, и здесь ряд ограничений".
Гохран медленно расстается со своими тайнами. Относительно недавно рассекречены подробности эвакуации государственных сокровищ во время Великой Отечественной войны. Из-за угрозы авиаударов по Кремлю, начиная с 30 июня 1941 года, из Москвы вывезли "государственный запас драгоценных металлов, драгоценных камней, Алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля". Их эвакуировали по железной дороге в Свердловск и Челябинск. В правительственном постановлении указано даже, откуда вывозились ценности: из кладовых №1 и №2 Кремля. В те же дни в Тюмень эвакуировали тело Ленина. Раритеты из Исторического музея на барже по Волге вывезли сначала в Хвалынск (Саратовская область), затем перевезли в казахский Кустанай.
Нет ли планов рассекретить здания или бункера, где в войну хранили самые ценные сокровища страны? "То, что было использовано для временного хранения имущества Гохрана - это не специальных хранилища под наши цели и задачи, - отвечает глава Гохрана Андрей Юрин. - Просто времени не было их построить. Использовались подходящие военные объекты. Так что наша единственная постоянная экспозиция - Алмазный фонд".
Максимальное количество посетителей за год - до 150 тысяч - зафиксировано в 2018 году, это связано с проходящим в Москве чемпионатом мира по футболу. С 1 ноября прошлого года до 1 ноября 2023-го - 108 тысяч, из которых 90 тысяч - россияне. "Много посетителей из Беларуси, Сербии, Казахстана, Германии, США, Великобритании, Израиля, Австралии, - говорит руководитель выставки Анастасия Шагунова. - Цена билетов для граждан РФ и иностранцев одинаковая: 800 рублей. Есть аудиогиды на английском, китайском, японском, французском, немецком, испанском и итальянском языках".
Вопрос главе Гохрана
Андрей Владимирович, найденные клады по закону передаются в Гохран. Не изменились условия для тех, кто добросовестно сдает находки государству? И вообще, клады еще находят?
Андрей Юрин: Клады находят. Последний случай - в Москве, в районе метро Красные ворота: царские червонцы в стене дома. Жильцы, делая ремонт, нашли и добросовестно сообщили о находке. Сдали государству, получив вознаграждение в размере 50% от его стоимости. А именно: 1 392 538 рублей 70 копеек.