"Что народ гражданский мог узнать у кочующего?"
Среди русских востоковедов первой трети XX века наиболее выделяется личность востоковеда-татарофила Сергея Аверкиева (1886—1963). С приходом Советов многих его коллег ждала непростая судьба, но ученый продолжал трудиться, несмотря на то, что и на его долю выпало немало тягот. В послевоенные годы Аверкиев задумал написать книгу "Влияние татар на жизнь русского народа", над которой работал 11 лет. Фрагменты издания продолжают публиковать в дзен-канале "Татарский мир" специалисты Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
"Чем больше сообщения имеют между собой народы, тем удобнее перенимают обычаи"
Таким образом, большинство крупных наших историков, говоря о влиянии татар на русскую жизнь, останавливали свое внимание, главным образом, на следующих последствиях этого влияния: на разделении Руси на Восточную и Западную, на объединения русских княжеств и развитии единовластия и самодержавия; на задержке в развитии просвещения и огрубении нравов; на порче нравов и обнищании народных масс. Из этих вопросов они больше всего заостряли свое внимание на замене народоправства самодержавием и на огрубении нравов.
Детальной разработкой вопроса о татарском влиянии на русскую жизнь: на ее государственные учреждения, финансовую политику, быт и нравы общества и на язык, — иными словами с разного рода позаимствованиях у татар или через их посредство, кроме Леонтовича и малоизвестного теперь Рихтера, никто не занимался.
Александр Федорович Рихтер, писатель и переводчик, родился в 1797 году. Он служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и был некоторое время домашним секретарем государственного канцлера, графа Н.П. Румянцева, известного любителя русской старины и основателя Румянцевского музея, ныне Государственной публичной библиотеки имени В.И. Ленина [ныне РГБ, Московское здание музея — Дом Пашкова]. Рихтер состоял членом Вольного общества любителей словесности и общества любителей словесности, наук и художеств. В 1815 году он издавал вместе с В. Федоровым журнал "Кабинет Аспазии"; сотрудничал в ряде литературных журналов первой четверти XIX столетия. Умер 16 января 1826 года на 33-м году своей жизни.
Исследования о влиянии монголо-татар на Россию
В 1825 г. Рихтер поместил в "Отечественных записках" небольшую, но очень содержательную статью под названием "Исследования о влиянии монголо-татар на Россию", скромно скрывши свое имя в конце статьи под инициалами А.Р. Этой статье предпослан следующий эпиграф из "Наказа" Екатерины II:
"Чем больше сообщения имеют между собой народы, тем удобнее перенимают обычаи".
Вот краткое содержание этой статьи:
Татары не навязывали русским ни своих законов, ни обычаев, ни языка. Русские позаимствовали татарские обычаи из подражания (с.333—334).Восточное великолепие при дворе наших царей. Послы к царю говорят речи, стоя на коленях. Происхождение выражения "бью челом" (с.334).Пожалование одеждами — шубами и кафтанами (с.335—336).Отчуждение царей от народа. Трудность доступа в их дворцы (с.336).Пышность царских выездов. Происхождение титула "Белый царь" (337).Теремная жизнь женщины у русских бояр. Жених не имел права видеть свою невесту раньше оговора или венчания (с.338—339).Выезды знатных женщин в закрытых экипажах в сопровождении нескольких десятков служителей. Царицу, при ее выезде за город, знатные женщины сопровождали верхами (с.340).
Мода на восточные одежды, головные уборы и обувь. Бритье головы. В присутствии царя придворные остаются в высоких шапках (с.341—342).
Заимствование от татар шляп, употребляемых китайцами и японцами (с.343).Распространение обычая входить в церковь с покрытой головой и в тафье (с.343—344).Учреждение в Москве ночных караулов и решеток для замыкания кварталов (с.344—345).Строительство гостиниц или караван-сараев, названных по-татарски кабаками (с.345).Ознакомление через татар с чаем в XVII столетии (с.346). realnoevremya.ru/Максим Платонов
Позаимствование калачей с Востока, согласно показаниям Абулгази (с.347).Организация войска по монгольскому образцу. Способы ведения войны. Распространение татарского оружия, конского прибора и всего воинского снаряда. Возникновение казачества (с.348—352). Татарам он приписывает появление на Руси мучительных наказаний: битье кнутом, плетьми, сажание на кол, пытки, — и сопровождает перечень их ссылками на указы, которыми они были отменены. Среди этих мероприятий он называет также правеж и тарханные грамоты, которые действительно были позаимствованы от татар (с.353—357).Далее Рихтер говорит о постройке куполообразных зданий по азиатскому образцу (с.358).Распространение географических познаний от Китая, Северной и Средней Азии. Позаимствование от татар названия Китай, вместо Хина, или Чина, усвоенным европейцами (с.359).
Позаимствование с Востока балалайки и барабана (с.360).Искусство наводить чернь на серебро и сталь (361).Писание, сидя на коленях (с.361).Чеканка металлической монеты. Татарские термины: деньга, полушка (пол), алтын. Названия мер длины. Счеты (с.361—363).Проникновение в русский язык многих восточных слов, в частности названий драгоценных камней и минералов (с.364—365).Страсть к сказкам и повестям (с.366).Порча нравов: раболепство перед высшими, высокомерие по отношению к низшим. Недоступность знатных людей (с.367—368).Льготы, предоставленные духовенству (с.369).Принятия татарами христианства и поступление их на русскую службу. Знатные фамилии татарского происхождения (с.370—371).
Продолжение следует...