10 лет трагедии с 50 погибшими в Татарстане: что известно о крушении Boeing 737

Трагедия 17 ноября 2013 года пассажирский Boeing 737–500, следовавший из Москвы в столицу республики, разбился неподалеку от взлетной полосы казанского аэропорта. Экипажем командовал Рустем Салихов (2 509 летных часов на Boeing 737), функции второго пилота выполнял Виктор Гуцул (1 943 летных часов на Boeing 737). Полет проходил штатно. Однако на подлете к воздушной гавани выяснилось, что самолет отклонился от оси трассы почти на 4 километра. Позже стало известно, что положение самолета неверно показывала навигационная система. Туда были введены неправильные координаты. После предупреждения авиадиспетчера экипаж продолжил движение по неверной траектории. Когда стало понятно, что воздушное судно слишком высоко от посадочной полосы, пилоты приняли решение уйти на второй круг. Летчики предполагали, что самолет сам примет верное положение благодаря автопилоту, однако автопилот отключился, двигатели ушли на взлетный режим, и борт вместо снижения задрал нос. Капитан воздушного судна отклонил от себя штурвал. Самолет принял горизонтальное положение, но после стал стремительно лететь вниз и в итоге на скорости 450 километров в час почти под прямым углом врезался в землю. Воздушное судно из-за удара оказалось практически полностью уничтожено. Ни у членов экипажа, ни у пассажиров не было шансов выжить. На борту находились граждане России, Украины и Великобритании. Среди погибших оказались сын раиса Татарстана Рустама Минниханова Ирек (он должен был лететь вместе с супругой, но та отказалась от полета из-за большого срока беременности – через месяц у пары родилась дочка), глава УФСБ по республике Александр Антонов, двукратная чемпионка региона по шахматам Гульнара Рашитова, а также жена известного спортивного комментатора Романа Скворцова Элина с 11-летней дочерью Дарьей. Расследование и причины трагедии Уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» было возбуждено еще в день трагедии. Расследованием занимались сразу несколько ведомств, включая Росавиацию и Межгосударственный авиационный комитет. Однако выяснение причин ЧП затянулось на долгие годы. Первоначально рассматривалось несколько версий произошедшего. Среди возможных причин трагедии указывались и погодные условия, и некачественное топливо. Была версия о технической неисправности воздушного судна. По сообщениям СМИ, пассажиры, которые до этого летели этим же бортом, заявляли о неполадках. Однако это предположение было опровергнуто. Борт, который до этого эксплуатировался более двух десятков лет, был признан пригодным для полетов. К слову, воздушное судно было взято в лизинг в 2008 году у греческого подразделения фирмы Ansett Worldwide Aviation Services. До этого самолет эксплуатировался авиакомпаниями Франции, Уганды, Бразилии, Румынии и Болгарии. Он налетал в общей сложности более 51 547 часов и совершил свыше 36 тысяч рейсов. В итоге основным предположением стала ошибка пилотов. Несмотря на то, что от самолета остались одни обломки, удалось расшифровать содержание бортовых самописцев. Однако полностью публиковать данные не стали. После расшифровки черных ящиков поползли слухи, что в кабине в момент катастрофы находился посторонний человек, который мог негативно повлиять на исход ситуации. Шли даже разговоры о том, что это якобы был Ирек Минниханов. Но эта версия также не нашла подтверждения. Спустя почти год Международный авиационный комитет назвал основной версией именно ошибку пилотов при уходе на второй круг. Росавиация не поддержала это предположение и заявила, что причиной инцидента стал отказ привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов типа Boeing 737. МАК направил запрос в федеральную авиационную администрацию США, и та после проверки пришла к выводу, что Boeing 737 является небезопасным самолетом. В ноябре 2015 года МАК приостановил в России действие сертификатов на самолеты семейства Boeing 737. Но Росавиация отказалась исполнять это решение: руководитель ведомства Александр Нерадько заявил об отсутствии оснований для прекращения эксплуатации Boeing 737. Окончательная причина была названа лишь спустя два года после трагедии. При проверке биографий пилотов выяснилось, что те получили свидетельства в сомнительных центрах и по сути, несмотря на многолетнюю работу в авиакомпании, не прошли должную подготовку. Последствия Результатом трагедии стало разбирательство, коснувшееся авиационных властей всех уровней. Татарское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации в итоге было расформировано, так как именно оно выдало пилотское свидетельство Салихову. Авиакомпания «Татарстан», которая была организатором трагического рейса, тоже прекратила свое существование. В 2014 году ее признали банкротом. Родственникам жертв случившегося выплатили компенсации на общую сумму более 300 млн рублей. Были возбуждены уголовные дела в отношении пилотов, но их прекратили из-за смерти летчиков. Также под уголовное преследование попали гендиректор авиакомпании «Татарстан» Валерий Портнов (статья «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») и глава подразделения Росавиации в республике Шавкат Умаров («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц»). В 2020 году уголовное дело в отношении последнего было прекращено в связи с истечением срока давности. Возле аэропорта, где произошла катастрофа, была воздвигнута мемориальная плита с именами погибших – 44 пассажиров и шести членов экипажа. Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс

10 лет трагедии с 50 погибшими в Татарстане: что известно о крушении Boeing 737
© РИА "ФедералПресс"