Прикоснувшиеся к Солнцу. В Москве откроется выставка туркестанского авангарда

Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына представляет с 28 ноября 2023 по 3 марта 2024 выставочный проект "Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы".

Прикоснувшиеся к Солнцу. В Москве откроется выставка туркестанского авангарда
© Российская Газета

Это очередной проект галеристки Любови Агафоновой, которая вот уже не первый год знакомит москвичей с русскими художниками XX века, исследует их влияние друг на друга, а также на Восток и Запад.

Так, например, в этом году в Доме русского зарубежья проходили выставки под кураторством Агафоновой, давшие представление о коровинском круге и о роли в искусстве мецената и коллекционера Николая Рябушинского, послужившего культуре на заре авангарда.

На этот раз Агафонова предлагает остановиться на явлении, о котором точно знают лишь узкие специалисты, но которое достойно всеобщего внимания - туркестанский авангард. Организаторы подчеркивают уникальность этого направления - здесь переплетены и традиции русской академической художественной школы, и революционное футуристическое искусство, и даже узбекский орнаментализм. Словом, есть в чем покопаться и есть от чего вдохновиться: яркость восточных красок - это то, чего точно будет не хватать москвичам этой зимой.

И как это принято в проектах Любови Агафоновой - искусство здесь неотделимо от судеб его создателей. Прежде всего, речь идет о трех художниках, которых куратор называет "мушкетерами", это благодаря им в Туркестане в XX веке появилась художественная школа.

Александр Волков - непререкаемый гений, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Он создал "вторую Троицу" и "Гранатовую Чайхону", а его "Караваны" - поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении. Мира, где не будет войн и катастроф, а лишь будущее сияющее счастье. Александр Николаев (Усто-Мумин) - утонченный посредник между восточной вывеской и русской иконой. Бывший белогвардейский офицер принял мусульманство и надел халат и тюбетейку - жест эстетский и метафизически ясный, можно сказать, даже закономерный для адепта русского символизма, вспомнил метущегося между конфессиями Вячеслава Иванова. Николаев создал нечто необыкновенное, подвесив между небом и землей восточных ангелов и мудрецов, голубые иконописные фоны и житийные клейма с персидскими юношами.

Еще один "мушкетер" Виктор Уфимцев - бунтарь-футурист, ставший председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов, в чем тоже прослеживался глубокое знание библейской истории. В то же время он надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты.

Вполне логично, что на фоне таких биографий Любовь Агафонова издала книгу о главных героях проекта, приобрести ее можно будет в Доме русского зарубежья.

Будут на выставке и работы тех, кто в разное время взаимодействовал с прикоснувшимися к Солнцу мастерами, это Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов.

"В проекте исследуется и значение личностей Игоря Савицкого, его знаменитого "конкурента" - Георгия Костаки и Камиллы Грей, чья книга перевернула представление всего западного мира о значении русского искусства в мировом контексте и фактически положила начало всемирному триумфу русского авангарда", - говорит Любовь Агафонова.

Всего на выставке будут представлены более 60 экспонатов живописи и графики, фотоматериалы, подлинные книги, изданные в начале прошлого века из музейных и выдающихся частных собраний. Среди участников проекта: Государственная Третьяковская галерея, Музей Востока, Псковский музей-заповедник, Фонд наследия русского зарубежья, фонд "Марджани", продюсерская кинокомпания "ДокуМенталист", галерея "Веллум"…