Новая выставка расскажет, как лечили Пушкина после дуэли

Чтобы создать выставку "Медицина пушкинской поры" кураторы изучили множество документов, писем и воспоминаний. Оказалось, что классик общался с 22 медиками, многие из которых оставили след в отечественной истории. Именно об их судьбах и их влиянии на жизнь Пушкина рассказывает экспозиция Государственного музея Пушкина.

Новая выставка расскажет, как лечили Пушкина после дуэли
© Российская Газета

Идея выставки пришла к организаторам много лет назад. Фактически, еще в 1961 году, когда музею был передан бесценный экспонат- шкатулка для медицинских инструментов и лекарств, с которой лейб-медик Н. Ф. Арендт приезжал к раненому поэту. Передал ее музею правнучатый племянник врача - знаменитый нейрохирург Андрей Арендт. Он же напомнил музейщикам, как однажды ему пришлось защищать честь своего родственника на экспертной комиссии.

"Накануне столетия со дня смерти Пушкина в 1937 году к царскому врачу Н.Ф. Арендту было резко отрицательное отношение, - рассказала "РГ" куратор Лидия Карнаухова. - Дело в том, что в 1936-1937 годах началось "Дело врачей", когда сомневаться стали даже в светилах медицины. Удивительно, но обвинители так разъярились, что решили вспомнить историю столетней давности. Н. Ф. Арендта обвиняли в том, что он был некомпетентен и совершил ряд роковых ошибок при лечении раненого поэта. Хотя он был чрезвычайно талантливым военным врачом с безупречной репутацией. Его внучатый племянник тогда уже был признанным нейрохирургом, поэтому он выступил в защиту своего предка как медицинский эксперт. Вместе с ним за врача и за всю отечественную медицину вступился Николай Бурденко. Только после долгих прений и исследований все обвинения с Арендта были сняты".

Эти беспочвенные нападки породили множество слухов о намеренном неоказании помощи классику. Поэтому вплоть до 70-х годов имя Н. Ф. Арендта было окружено ореолом недоверия. Музей А. С. Пушкина был первым, где не побоялись разместить портрет лейб-медика в экспозиции. Именно за эту смелость его потомки и предоставили музею обширную коллекцию документов, картин и медицинских инструментов.

Пушкин со многими лучшими врачами своего времени дружил и переписывался, порой просил совета или поддержки. Среди лиц на портретах - Е. П. Рудаковский, военный врач, вылечивший поэта от приступов малярии и оставивший о нем колоритные воспоминания, Ф. О. Пешель - бессменный доктор Царскосельского лицея, и автор знаменитого толкового словаря Владимир Даль, который был еще и военным хирургом.

Фото: Дарья Валиахметова

Военным врачам, служившим на полях Отечественной войны 1812 года, посвящен обширный раздел. Им удавалось спасать жизни солдат и офицеров порой прямо на поле боя, без антисептиков, обезболивающих и переливания крови. Именно в этот период появилось множество передовых методов оказания помощи при огнестрельных ранах, которые стали частью мировой врачебной практики. Оригиналы книг и научных работ по военной медицине предоставил Исторический музей.

Университет имени И. М. Сеченова предоставил коллекцию отечественных и иностранных медицинских инструментов XVIII-XIX веков. Большинство из них скорее напоминают орудия пыток, но именно они помогали облегчить страдания в условиях ограниченных знаний о строении человека. Например, инструмент, помогающий отыскать пулю в теле, представляет собой железный прут с керамическим наконечником. Его вставляли в рану и постукивали им внутри в надежде услышать звук соприкосновения керамики и железной пули. Именно таким способом обследовали пулевое ранение Александра Сергеевича Пушкина.

В заключительном зале экспозиции подробно рассказывается о последних днях жизни поэта и команде врачей, не отходивших от него все это время. Разобраться в нюансах лечения классика и узнать о непростых решениях врачебного консилиума, проходившего над его постелью, можно до 21 января 2024 года.