Почему саамы боялись Деда Мороза, но не испугались Ивана Грозного

Где жила Снежная королева из сказки Андерсена и как выглядят саамы Возможно, что самоназвание народа произошло от слов ẑeme, sabme, zemas, которые в балтийских языках означали «земля, низкий, низменный». Версия наиболее близка к традиционному занятию саами – оленеводству и отражает внешний облик. Описание земли таинственных саамов по представлениям тех времен можно встретить в известной сказке Андерсена «Снежная королева». Маленькая разбойница, которую встречает главная героиня Герда, представляет собирательный образ: крепкая, невысокая, бесстрашная, ловко управляющая оленями и владеющая ножом. — Что вы говорите! — воскликнула Герда. — Куда же полетела Снежная королева? Знаете?— Наверно, в Лапландию – ведь там вечный снег и лед. Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи.— Да, там вечный снег и лед. Чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным сверкающим равнинам. Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги – у Северного полюса, на острове Шпицберген. Реальная, а не сказочная характеристика внешнего облика и поведенческих стереотипов саами есть у этнографа Владимира Львова в его труде «Русская Лапландия и русские лопари», вышедшая в 1903 году: «По большей части маленького роста, крепки, коренасты, здоровы. Голова короткая и совершенно круглая. Лицо очень широкое, расплывчатое. Кожа смуглая, темная, но не столько сама по себе, сколько от постоянной грязи и копоти. Усы и борода обыкновенно растут плохо, как у других финских народов. Нос широкий и короткий, часто вздернутый. Но бывают и выше среднего роста, с правильным овальным лицом, прямым носом, с длинной окладистой бородой». Новейшие исследования доказывают, что в генетическом отношении саамы являются уникальной группой населения. По первой версии, основанной на археологических исследованиях, древние люди присутствовали в самых северных частях Европы около 10 000 лет назад – вскоре после окончания последнего оледенения. Но начало какому этносу дали эти племена, до сих пор не установлено. Во второй теории саамы пришли на север Европы во 2 тысячелетии до н. э. и частично смешались с местным населением. Некоторые российские ученые склоняются к версии, что прямыми предками лопарей были представители более древней народности – псковской чуди. В любом случае саами до сих пор существуют и сохраняют свою идентичность. Так, в Финляндии существует культурная автономия. Права старейших жителей страны на образ жизни, национальные, культурные и религиозные обычаи защищены законом. Саамы, лопари или сампи: в чем разница Саами, они же саамы, они же лопари – варианты названия небольшого по численности народа северной части европейских стран. Большая часть саамов – свыше 29 тысяч человек – живет в Финляндии, Швеции и Норвегии. Малая часть – около 2 тысяч человек – на Кольском полуострове в Мурманской области. Кольский полуостров часто называли Русской Лапландией, а коренных жителей именовали лапландцами, лопью или лопарями. Название народа «лопари» приписывают финнам и скандинавам – по названию места обитания саамского народа – Лаппия (Lappia). Русские исследователи Владимир Львов и Дмитрий Островский писали, что «лопь» означает «край», а «лопарь» – человек, живущий на самом краю земли. В русскоязычном пространстве вместо неблагозвучного «лопари» сейчас употребляется «саамы». За рубежом земля саами называется Сапми (Sápmi), а термин «саам» считается неделикатным в отношении носителей этой культуры. Почему саамы кастрировали оленей зубами и сколько у них синонимов слова «снег» Саамский язык относится к финно-угорской семье языков – это одна из крупнейших в мире. Лингвисты выделяют саамский на особое место и считают, что он близок к самодийским языкам. К примеру, самый известный самодийский язык – ненецкий. Традиционные занятия и особенности места проживания народа отразились в лексике. На языке саами существует минимум 180 слов для обозначения снега и льда. Для сравнения, в ненецком языке подобных терминов – около 40. Исследователи выделяют четыре основных хозяйственно-культурных типа саами. Горные – наиболее многочисленная группа саамов, живущих в Швеции, Норвегии и Финляндии. Ведут кочевую жизнь и занимаются горным оленеводством. Оседлые приморские (береговые) саамы – большинство саамов Норвегии. Занимаются морским рыболовством. Летом и осенью ведут промысел семги, весной – прибрежный лов трески. Лесные саамы ведут полукочевой образ жизни, живут в Швеции и Финляндии. Занимаются охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством. Кольские саамы представляют совершенно самостоятельную этнографическую группу. Образ жизни – сочетание оленеводства, рыболовства, охоты. Вели полукочевой образ жизни, последние десятилетия перешли на оседлость. Основа хозяйствования саамов – олени. Это еда, транспорт, одежда и даже деньги. Для усиления ездовых качеств – выносливости и силы – животных кастрировали, то есть лишали функции воспроизводства. С давних времен оленеводы делали это зубами, извлекая половую железу. Считается, что так безболезненней и безопасней для животных, которых жизненно важно сохранить в суровых условиях. «Натуральную» кастрацию применяли саами, ненцы и другие северные оленеводческие народы. Несмотря на развитие современной ветеринарии, традиция частично сохраняется в некоторых хозяйствах, ей придается сакральный смысл. Живое возрождение саамских шаманов по имени Надежда Издавна саамские шаманы – нойды – наделялись сверхспособностями: они повелевали силами природы и предсказывали будущее. Нойды считались очень могущественными и с миром тонких материй общались при помощи бубна. «Заехал я в страну воображенья? Иль город здесь лапландских колдунов?» – упоминается о нойдах в «Комедии ошибок» Уильяма Шекспира. Самая известная легенда связана с Иваном Грозным. Увидев комету, он призвал лапландских кудесников, чтобы они предсказали ему будущее. Около 60 саамов привезли в Москву накануне Крещения. Шаманы били в бубны и предсказали государю скорую смерть 18 марта 1584 года. Грозный приказал прилюдно сжечь колдунов в назначенный день, чтобы доказать их неправоту. Но накануне казни правитель скончался. В дальнейшем взошедший на престол Лжедмитрий I учился колдовству у лопарей. Есть данные, что последний саамский шаман Риз из Нотозера, что на северо-западе Кольского полуострова, умер в 1931 году. В настоящее время в Мурманске живет Надежда Фенина, которая называет себя современным нойдом и помогает людям через шаманские практики.Множество верований у саамов было связано с природой и священным животным – оленем. Мужчинам для хорошей добычи нельзя было думать о боге-олене Мяндаше – покровителе охоты. Запрещено было бить спящего оленя и смотреть в глаза Мяндашу. Кроме промысловых верований был культ предков и природы. Священное место называлось сейд. Это могли быть ущелья, пещеры, крупный камень или группа каменей, поставленных друг на друга. Сейдам приносили в жертву оленей, смазывали их кровью животных, рыбьим жиром, оставляли подношения. В настоящее время у саамов две основных официальных религии: православие и лютеранство. «Экстрасенсорных способностей за собой не наблюдала. Но очень сильно чувствую природу. Когда нахожусь в лесу, кажется, что он со мной говорит, шепчет что-то важное. Плохое самочувствие растворяется, и тебя наполняет новой силой. До наших времен дошли некоторые саамские традиции. Например, когда люди приезжают на новое место, то задабривают духов природы: бросают в воду или на землю денежку. Это нужно, чтобы рыба и дичь хорошо ловились», – рассказала «ФедералПресс» представительница саами, художник-оформитель Ловозерского Центра развития досуга и культуры Марина Гринчук. Как живут современные саамы на Кольском полуострове За время существования российского государства большое влияние на этнос оказывали существовавшие рядом карелы, финны, русские, а также коми-ижемцы и ненцы. Однако «русским» саамам в целом удалось сохранить этническое самосознание и язык. В настоящее время большая часть их часть живет в Ловозерском районе Мурманской области. «Недавно презентовали проект «Вирма река – два берега, два языка». Мы показали саамскую культурную программу вместе с представителями коми. В регионе почти 90 лет существует ансамбль «Луявр», который исполняет саамские, ненецкие и коми песни. Нас всех объединяет Север», – рассказала Марина Гринчук. Женщина известна в СЗФО и за его пределами как исполнительница саамских песен и мастер национальных ремесел. Исполняет «луввьт» – старинное саамское пение, а также адаптирует для молодежи на древний язык современные популярные песни. Марина Гринчук – носительница и пропагандист своей культуры. Придерживается саамских традиций в одежде и еде. «В похлебку из оленьего мяса традиционно добавляется ржаная мука для наваристости. В тарелки при подаче кладутся дикие ягоды вороники. В рыбную похлебку добавляется морошка. Получается вкусный витаминный продукт», – отмечает женщина-саами. По словам Гринчук, несмотря на усилия местных властей, направленные на сохранения языка, в быту на саамском говорят все меньше. А наиболее стойкие культурные признаки связаны с пищей, традициями, одеждой. «Если женщина не подвязывает юпу поясом – значит беременная. Головной женский убор шамшура самостоятельно вышивался родовыми узорами и знаками. Сама люблю быть в народной одежде. Она дает другое самощущение», – говорит мастерица. Национальной одеждой саами издавна была прямая суконная или холщовая рубаха – юпа (куфт). Мужчины подвязывали юпу кожаным поясом, на котором крепились нож, огниво, кошелек и амулеты. Женщины надевали поверх юпы сатиновый сарафан и передник. Основой зимнего гардероба была одежда из оленьих шкур и утепленные суконные шапки. На ногах носили каньги из оленьего меха или замшы. Зимой обували яры – высокие меховые сапоги. Где живет саамский Дед Мороз и сколько до него «поронкусем» Традиционная саамская еда, одежда и обычаи в последнее время активно используются для развития туристической сферы Мурманской области. В финской Лапландии после Второй мировой появился свой Санта-Клаус, прозванный Йоулупукки. Его чрезвычайно популярная у туристов резиденция расположена возле Рованиеми – столицы лапландской провинции. В России с недавних пор тоже есть свой саамский Дед Мороз – Мунь Каллса. Его резиденция находится в Ловозеро. Есть версия, что сказочный персонаж у саамов в давние времена считался вредным стариком, который больно кусает за конечности. Долгое время иностранные и российские саамы сотрудничали в сферах культуры и туризма. Из-за современной политической ситуацией связи прервались. В древности у финских саамов была популярная единица измерения – поронкусема. Она обозначала расстояние, которое среднестатический олень способен пройти без остановки до опорожнения мочевого пузыря. Поронкусема составляла примерно 7,5 км. В настоящее время термин используется для обозначения заранее неизвестного расстояния. Если расстояние от финского Йоулупукки до Мунь Каллса можно высчитать, то до возрождения новых саамских международных культурных связей – поронкусема. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Анна Крючкова, Дарья Панкратова, unsplash.com

Почему саамы боялись Деда Мороза, но не испугались Ивана Грозного
© РИА "ФедералПресс"