Освенцим глазами женщины. Зверства гитлеровцев в объективе советской корреспондентки. Мрачные кадры Второй мировой войны

Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе в рядах действующей армии работали семь женщин-фотокорреспондентов. Война, как и фотография, тогда считалась неженским делом. На фронте женщинам-фотографам приходилось испытывать невероятные физические и психологические нагрузки, однако при знакомстве с их творчеством легко заметить, что женский взгляд на войну был несколько иным, чем у мужчин, — более эмоциональным и человечным. Архив с фронтовыми работами Ольги Игнатович наглядно это показывает. «Лента.ру» публикует редкие кадры.

Освенцим глазами женщины. Зверства гитлеровцев в объективе советской корреспондентки. Мрачные кадры Второй мировой войны
© Lenta.ru

В 2021 году в руки фотографу Артуру Бондарю случайно попал уникальный архив. Опытный коллекционер старых негативов сразу понял, что перед ним настоящее сокровище: в старой коробке из-под обуви лежало более полутора тысяч снимков времен Второй мировой.

Долгие годы архив считался утерянным, но он чудом сохранился, хоть и пребывал в ужасном состоянии. Многие негативы из-за ненадлежащих условий хранения были повреждены грибком и плесенью и требовали скорейшей реставрации.

У Артура не было никаких сомнений: негативы надо срочно спасать. Автором тех снимков была Ольга Игнатович — одна из немногих советских женщин-фотографов, работавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Фотография всегда играла особую роль в ее семье. Знатокам фотоискусства куда более известно имя ее старшего брата — Бориса Игнатовича, классика советской фотографии, экспериментатора в области визуального языка.

Ольга долгое время оставалась в тени знаменитого родственника.

Она родилась в 1905 году на западной окраине Российской империи (точное место до сих пор остается предметом споров исследователей). Ранняя ее биография почти неизвестна.

Ее детство пришлось на самое тяжелое время в истории страны. Первая мировая, революция 1917 года и Гражданская война — одно потрясение сменялось другим

По некоторым сведениям, Игнатович сначала училась в гимназии в Лодзи, затем продолжила учебу в Луганске, куда в 1914 году переехала семья после смерти отца, преподавателя математики.

С конца 1920-х годов под началом старшего брата она работала в нескольких советских изданиях, в том числе в газете «Беднота», участвовала в новаторской творческой группе «Октябрь». В 1930-е годы Ольга сотрудничала с известными изданиями «Нарпит», «Прожектор», «Красный спорт», «Строительство Москвы», была фотокорреспондентом газет «Вечерняя Москва» и «Комсомольская правда».

В это время Ольга состояла в коллективе фотографов «Бригада Игнатовича» в Союзфото, Борис привлек к фотоискусству не только ее, но и двух других сестер, но только Ольга в этом деле проявила выдающиеся способности.

В ноябре 1941 года, в самые тяжелые и решающие дни Великой Отечественной, Ольга Игнатович вступила в ряды Красной армии. Сначала она служила фотокорреспондентом советской фронтовой газеты «Боевое знамя» 30-й армии, преобразованной в апреле 1943 года в 10-ю гвардейскую армию (в составе Западного фронта).

В конце 1943 года Ольга Всеволодовна была зачислена в штат редакции газеты «За честь Родины» только что сформированного 1-го Украинского фронта. Будучи фотокорреспондентом этой газеты, лейтенант Игнатович снимала последние два года войны, победу над нацистской Германией она встретила на территории освобожденной Австрии.

Среди военных работ Ольги Игнатович следует отметить фотографии измученной русской женщины с малолетними детьми на пепелище дома и группы пленных немецких солдат на Калининском фронте в 1942 году, серию снимков только что освобожденного Ржева в марте 1943 года, серию фотографий знаменитых летчиков на Калининском фронте в 1942 году, в том числе фотопортреты знаменитых советских асов Александра Покрышкина и Григория Речкалова в 1944 году.

По мере наступления Красной армии на запад после Сталинградской битвы и боев за Курск фотокамера Ольги Игнатович тщательно фиксировала бытовые сцены: от выступления джазового коллектива перед личным составом авиационной воинской части до возвращения мирных жителей в разрушенный гитлеровцами украинский город Владимир-Волынский после его освобождения Красной армией в июле 1944 года.

Отдельной — и, пожалуй, главной — страницей в журналистской карьере Ольги стали ее специальные командировки в освобожденные Красной армией немецкие лагеря смерти Майданек (Люблин) в июле 1944 года и Освенцим (Аушвиц-Биркенау) в январе 1945 года, расположенные на территории современной Польши.

Авторство жутких и душераздирающих кадров из освобожденного Освенцима, потрясших тогда весь мир, позже нередко приписывалось брату Ольги Борису Игнатовичу

Сделанные ею документальные фотографии вошли в обвинительные материалы Нюрнбергского трибунала над руководством Третьего рейха как свидетельство зверств гитлеровского режима в Восточной Европе, но в Советском Союзе достоянием широкой публики они стали лишь спустя много лет после смерти Сталина.

Журналистские заслуги Ольги Всеволодовны Игнатович в годы Великой Отечественной войны были особо отмечены: приказом командующего 1-м Украинским фронтом №102-н от 16 июня 1945 года она была награждена орденом Красной звезды с такой формулировкой (стилистика и орфография оригинала сохранены):

«Часто выезжая в части, производя фотосъемку на передовых позициях, в действующих подразделениях, тов. Игнатович под огнем противника ведет себя отважно. По специальному заданию Военного Совета фронта и Политуправления, тов. Игнатович успешно произвела фотосъемку Освеньцимского лагеря смерти, а также серию снимков в альбом Маршалу Советского Союза товарищу Сталину по местам боев части фронта. Тов. Игнатович активно работает по воспитанию молодых фотокорров в частях фронта, по привлечению их к работе во фронтовой газете»

После Великой Отечественной войны Ольга Игнатович работала фотокорреспондентом Центральной группы войск советских Вооруженных сил. Но долгие годы из-за пресловутой советской цензуры об авторстве ее снимков из гитлеровских концлагерей мало кто знал. Потом она работала в Совинформбюро, с 1961 года перешла в созданное на его базе Агентство печати «Новости», преемником которого стали современные РИА «Новости» и МИА «Россия сегодня».

В послевоенные годы помогала старшему брату Борису во время съемок парадных портретов (известно об ее участии в фотосессии маршала Советского Союза Семена Буденного в 1952 году и маршала Советского Союза Георгия Жукова в 1955 году), а также при съемках экспонатов Оружейной палаты для альбома «Государственная Оружейная палата Московского кремля» в 1958 году. С конца 1960-х годов Ольга Игнатович работала в издательстве «Советский художник».

Многие детали ее послевоенной биографии по сей день остаются неизвестными. После Великой Отечественной войны Ольга Всеволодовна в своем творчестве выбирала темы, связанные в основном с искусством и культурой, а в последние годы жизни сосредоточилась на отборе фотографий других авторов. Но собственный военный фотоархив она бережно сохранила и систематизировала. Уникальность многих военных фотографий Ольги Игнатович состоит в том, что в них война показана непарадно, без официозного пафоса. Эти вроде бы обычные кадры и фотозарисовки фронтового быта и военных будней по праву вошли в золотой фонд мировой фотожурналистики благодаря искренности и теплоте авторского взгляда.

Ольга Всеволодовна Игнатович скончалась в Москве в 1984 году на восьмидесятом году жизни. В 1986 году работы Ольги Игнатович были включены в первый том издания «Антология советской фотографии».