В Кыргызстане предлагают запретить рекламу магических услуг

Неожиданный, на первый взгляд, законопроект вынесли на обсуждение в парламенте Кыргызстана. Депутат Марлен Маматалиев предложил запретить в республике рекламу магических услуг. Как утверждают народный избранник и поддержавшие его товарищи, кыргызстанцы, находящиеся в трудной жизненной позиции, нередко обращаются к так называемым экстрасенсам и колдунам, которые гарантируют полное избавление от возникших проблем. Но на деле их только усугубляют.

В Кыргызстане предлагают запретить рекламу магических услуг
© Российская Газета

Рынок магических услуг

- Человек в состоянии отчаяния готов поверить любому, кто пообещает устранить все его проблемы, на этих чувствах и играют так называемые маги и экстрасенсы, - аргументирует Марлен Маматалиев. - Печально наблюдать, что в наш век высоких технологий и научного прогресса находится немалое количество граждан, попадающихся на уловки так называемых экстрасенсов и магов. С другой стороны, последние имеют большой опыт в манипулирования сознанием - с помощью психологии.

С парламентарием сложно не согласиться. Рынок так называемых магических услуг в Кыргызстане, действительно, весьма обширен. Реклама экстрасенсов и колдунов сейчас встречается в эфире многих телеканалов, не говоря уже о страницах местных и иностранных сайтов. Потенциальным клиентам предлагается решить проблемы со здоровьем, финансами или личной жизнью, обрести любовь или, наоборот, навести порчу и испортить жизнь недругам.

На подобную рекламу и клюнула бишкекчанка Алина П. (имя изменено. - Прим. ред.). Она, пытаясь помочь супругу вернуть деньги, которые ему задолжали партнеры, и обратилась к магу-некроманту. Последнего она отыскала благодаря интернету в России, благо современные коммуникации позволяют. В социальных сетях маг, конечно же, был красноречив и серьезен. Он рассказывал о своих учителях, к которым еще с советских времен обращались власть имущие, о поездках на Тибет и уроках, которые там получил. Алина, будучи инженером по образованию и человеком приземленным, каким-то образом во все это поверила и отдала колдуну около 150 тысяч рублей. Проблема, правда, так и не решилась, но, как убедил ее маг, в этом дама виновата сама. Якобы она слишком зациклилась на ней.

- Он сразу меня предупредил, что, во-первых, должно пройти определенное время, чтобы "духи начали работать", - поведала Алина. - Но при этом я должна вообще не думать о ритуале и жить своей жизнью. А еще никому не рассказывать об этом. Никаких денег, конечно же, мне потом никто не вернул. Более того, маг предлагал мне другой ритуал, более "углубленный". И был настолько убедителен, что я, к собственному удивлению, почти согласилась, но денег уже не осталось. А люди продолжают к нему обращаться.

Впрочем, как отмечают специалисты, даже если закон о запрете подобных объявлений будет принят, на рынок "магических услуг" ожидаемого влияния он может не оказать. Нежелательную рекламу, к примеру, можно блокировать на телеканалах или официальных сайтах тех или иных организаций, размещающихся в Кыргызстане. А как бороться с ней в соцсетях, аудитория которых только в республике насчитывает несколько миллионов человек, или в такой тонкой сфере, как народная молва?

Эзотерика в культуре?

У кыргызов, как, впрочем, и у любого другого народа, непростая и продолжительная история отношений с потусторонним миром. Как рассказала корреспонденту "РГ" исследователь народных традиций Чынара Сейдакматова, сфера невидимого - существенная часть культуры и ментальности этноса.

- Связано это, в первую очередь, с тем, что мы еще не до конца оторвались от своих корней, - подчеркивает она. - По сей день у каждого рода или клана есть свои целители и ясновидящие. Они играют большую роль в жизни этих групп, да и всего общества в целом. Не верьте тем, кто говорит, что этого нет в политике, хозяйственной деятельности или бизнесе. Большинство кыргызов обращается к таким людям. Причем от первых лиц в государстве до обычных граждан.

По словам Сейдакматовой, к расплодившимся сегодня "магам и чародеям" по объявлениям в сети или телеэфире обычно ходят только городские жители. И, как считает исследователь, свой резон в том, чтобы запретить рекламу эзотерических услуг, есть. Но в так называемой глубинке - селах и малых городах - экстрасенсам и не нужно рассказывать о себе незнакомой аудитории. К ним приводит народная молва.

Немалая часть кыргызстанцев, как утверждают специалисты, искренне верит в существование "избранных", обладающих даром предвидения или ясновидения. Таких людей в народе называют "козу ачык", что в переводе означает "открытый глаз". Есть и такое определение, как "олуя". Так называют людей, которые также могут предсказывать будущее и владеют многими другими талантами. Еще встречаются "бакшы" - шаманы, жрецы, лекари. Причем существуют последние в кыргызском социуме буквально с доисламского периода. В последние века они конкурируют с "дувана" - носителями исламосуфийских религиозных вероучений, представителями дервишизма. И бакшы, и дувана, как полагают суеверные люди, могут общаться с духами умерших, призывая их помочь живым. И все это сегодня сосуществует с тарологами, эзотериками, космоэнергетиками, ведьмами и прочими "одаренными", заполонившими бездонное пространство интернета.

Гости на погосте

Особое место на рынке "магических услуг" занимают так называемые "некроманты" и черные маги. Они повадились ходить на бишкекские погосты - кто за могильной землей, а кто оставить фотографии тех, на кого нужно навести порчу. Впрочем, люди, работающие на кладбищах, относятся к подобным ритуалам без пиетета и страха. Скорее, с раздражением или скепсисом.

Так, экс-директор Юго-Западного (Чон-Арыкского) кладбища в Бишкеке Алихан Алиев за годы работы ни с какими мистическими проявлениями не сталкивался. Разве что свечение над могилами видел. Но это - чисто химический процесс, следствие выхода на поверхность фосфористого водорода, который образуется при гниении и к потустороннему миру никакого отношения не имеет. При этом сам Алиев повидал немало "магов" на своем веку.

- Была, помнится, цыганка Тамара, - рассказывает он. - Приходила на могилы, проводила какие-то ритуалы, якобы разговаривала с духами умерших. Но уже года три как исчезла. Всякие мошенники приходят. Бывало, барана на могиле резали, в жертву приносили. Колдуют, заговоры делают на приворот и отворот. К сожалению, сразу их выявить и выгнать с кладбища невозможно - территория огромная.

Авторитетно

Кадыр Маликов, советник директора Государственной комиссии по делам религий КР:

- Популярность "магического рынка" показывает глубину мракобесия в обществе. Но и одними запретами решить эту проблему невозможно. Нужны другие подходы - образовательные, просветительские. Ведь главная проблема кроется в деградации системы ценностей в обществе, падении нравственности, культуры, кризисе духовности, отношений в семье. Зависть, ненависть, озлобленность, нежелание прилагать усилия и работать над собой, обращать внимание на свои недостатки - все это побуждает людей идти к колдунам.

Предложение запретить рекламу таких "деятелей", тем не менее, нужное. Реклама их услуг очень агрессивная и негативная, пугающая. Они откровенно предлагают навести порчу на смерть, развести супругов, наказать врагов и так далее. Такое ощущение, что у нас население только тем и занимается, что пытается изжить кого-то. Это, конечно, неправильно. Кроме того, доступность таких "услуг" порождает соблазн решить какие-то свои проблемы, добиться положительных для себя результатов не усилиями и трудом, а с помощью гадалок и магов.