Войти в почту

В Воронеже поставили зрелищный балет "Хрустальный дворец"

"Живые картины" в духе барокко, оперная дива и голуби под потолком, царская охота с настоящими борзыми, лошадью и оглушительной стрельбой - премьера в Театре оперы и балета порадовала поклонников синтеза искусств. "Хрустальный дворец" - спектакль танцевальный, но в нем немало разговорных вставок и спецэффектов, которые на этой сцене еще, кажется, не использовались.

В Воронеже поставили зрелищный балет "Хрустальный дворец"
© Российская Газета

Постановка на музыку Алексея Шора была создана в 2017 году в честь 50-летия дипломатических отношений РФ и Мальты, гражданином которой является композитор. В России ее осуществили дважды: в "Кремлевском балете" и Марийском оперном театре. В Воронеже авторы решили повторить успех и полностью воссоздали спектакль с местными артистами.

В основе либретто - полулегендарный рассказ об императрице Анне Иоанновне, велевшей построить к свадьбе шутов диковинный дворец изо льда. Новобрачных заперли там на всю ночь, остаться в живых им удалось лишь чудом. Исторический анекдот привел в своем романе "Ледяной дом" популярный беллетрист XIX века Иван Лажечников. Сюжет закрепился в массовом сознании, став символом если не самодурства, то безразличия власти к судьбам "маленьких людей". И, конечно, помпы, с которой российские монархи традиционно подходили к своим развлечениям.

Создатели балета - режиссер Екатерина Миронова и балетмейстер Александр Сомов (оба - выходцы из Большого) - изложили эту историю по-новому. В их версии шут Голицын не так уж и стар, его невеста - вовсе не карлица, а милая юная девушка. Героев связывает подлинное чувство, которое способна оценить и видавшая виды Анна Иоанновна. Ее царствование здесь, к слову, изображено как время великих начинаний (вопреки расхожим представлениям о темном времени "бироновщины"). Императрица не только охотится, устраивает балы и слушает оды в свою честь, но и усердно занимается делами государственной важности. Посылает на Камчатку экспедицию Беринга, учреждает кадетский корпус и танцевальную школу, "бабушку" отечественного балета (ныне - Академия имени А. Вагановой), оценивает придворные представления, из которых вырос русский театр, драматический и музыкальный.

Труды и дни царственной особы в "Хрустальном дворце" показывают с барочным размахом. В сцене охоты помимо нарядной массовки участвуют конь Петя и тройка русских борзых. Во время театрализованного торжества над сценой взмывает певица в огромном кольце в виде солнца (этот трюк исполняют солистки воронежской оперы Светлана Дюдина и Людмила Солод, которые делят роли придворной дивы и собственно императрицы). Балерины появляются то в роскошных платьях с фижмами, то в хитро устроенных костюмах – бабочка трепещет крыльями, райская птица разворачивает хвост…

Авторы решили повторить успех и полностью воссоздали спектакль с местными артистами

Чисто хореографических эпизодов в спектакле не так много, как в традиционных балетах: часть действия подана через пантомиму и драматическую игру. Однако есть и массовые сцены с красивым рисунком (чего стоит кружение замерзших цветов, которые в ледяном дворце превращаются в снежинки), и выразительные дуэты - с высокими прыжками Шута (Иван Негробов / Михаил Ветров) и стремительными вращениями Шутихи (Елизавета Корнеева - Марта Луцко), характерной "пугливой" пластикой Павлина (Юмико Накагава) и легкомысленным порханием Попугая (Тагир Мустафаев).

Отдав дань уважения той культуре увеселений, которая сложилась при дворе и проросла в современность, авторы не стали маскировать и обратную сторону императорских причуд. "Заморозили" героев безо всякой надежды на хеппи-энд: с ним балет вышел бы приторным.

Музыкальная его сторона выглядит простоватой. Но виной тут сам материал, из которого дирижер-постановщик Алексей Василенко постарался выжать максимум. Для неискушенного же зрителя некоторая кинематографическая усредненность, предсказуемость музыки становится, пожалуй, даже плюсом.

Кстати

Балет "Хрустальный дворец" оформлен в стиле XVIII века. Буколические пейзажи и богатые интерьеры не выглядят архаичными - не в последнюю очередь благодаря динамичной игре со светом (художник - Елена Перельман). Постоянные посетители театра наверняка заметили, что с новым оборудованием "картинка" стала ярче, световая партитура - богаче. В идеале поменять бы стоило всю техническую начинку старого здания, но приступить к масштабной и дорогостоящей реконструкции, обсуждаемой уже более 10 лет, власти все никак не решаются.