Войти в почту

Как написать сопроводительное письмо к резюме: советы и примеры. Как составить хорошее сопроводительное письмо?

Во время поиска работы можно встретить вакансии, на которые соискателей просят откликаться с резюме и сопроводительными письмами. При этом специалисты по найму советуют отправлять потенциальному работодателю сопроводительное письмо даже в тех случаях, когда он этого не требует. «Лента.ру» рассказывает, как правильно написать сопроводительное письмо к резюме, зачем оно нужно и что точно нельзя в нем указывать.

Как написать сопроводительное письмо к резюме: советы и примеры. Как составить хорошее сопроводительное письмо?
© Lenta.ru

Что такое сопроводительное письмо к резюме

Сопроводительное письмо — это текст, который прикладывают к резюме при отклике на вакансию. В нем можно рассказать потенциальному работодателю, почему ему стоит рассмотреть кандидатуру соискателя и какую пользу решение нанять именно его принесет компании.

Сопроводительное письмо служит для представления вашего профессионального опыта, навыков и мотивации, а также помогает выделиться среди других соискателей. Сопроводительное письмо дополняет резюме, позволяет подчеркнуть ключевые моменты и заинтересовать работодателя Виктор Дворовенко адвокат

Если на одну должность откликнулись несколько кандидатов, хорошее сопроводительное письмо к резюме может решить, какого соискателя пригласят на собеседование раньше остальных. При этом наличие сопроводительного письма не гарантирует, что собеседование будет, подчеркнула в беседе с «Лентой.ру» руководитель по привлечению и развитию процессов работы с персоналом Ольга Киляшева. «Сопроводительное письмо только позволяет рекрутеру лучше узнать кандидата, а соискателю — привлечь внимание потенциального работодателя», — уточнила она.

Чем сопроводительное письмо отличается от резюме

Резюме — это краткое и структурированное описание профессионального опыта соискателя, его знаний и навыков. Сопроводительное письмо должно дополнять резюме, при этом его можно написать в более свободной форме.

«Сопроводительное письмо должно не дублировать резюме, а содержать полезные дополнения. Например, объяснить перерыв в стаже, обосновать неполное соответствие опыта и требований к вакансии», — объяснила «Ленте.ру» рекрутер в IT-компании Outlines Tech Ольга Моисеенко.

Также оно позволит произвести на потенциального работодателя хорошее первое впечатление еще на этапе первичного отбора кандидатов менеджером по подбору персонала. Идеальное сопроводительное письмо должно быть отдельным для каждой вакансии, в то время как резюме можно направить сразу в несколько компаний, отметила Ольга Киляшева.

Когда нужно писать сопроводительное письмо к резюме

Сопроводительное письмо к резюме не обязательно прикладывать при каждом отклике на вакансию. Соискатель делает это добровольно, если только в описании вакансии не указано, что сопроводительное письмо необходимо. «Как правило, в вакансии прописывается, что именно HR-специалист просит рассказать в письме. Если вы игнорируете эту просьбу, работодатель поймет, что кандидат невнимателен или просто не дочитал описание вакансии до конца», — уточнила в беседе с «Лентой.ру» HR-директор разработчика IT-решений для гостиничного бизнеса Bnovo Оксана Федюхина.

В каких случаях необходимо наличие сопроводительного письма к резюме?

Нет релевантного опыта работы для вакансии. В таком случае нужно объяснить, почему кандидат считает, что справится с данной должностью, рассказала «Ленте.ру» лидер подбора в адресном найме банка «Точка» Елена Заусова. Есть ограничения по условиям, которые соискатель готов рассмотреть. Например, при отклике на вакансию соискатель знает, что в ближайшее время планирует переехать в другую страну, поэтому хочет работать полностью удаленно. Потенциальному работодателю нужно знать эту информацию, чтобы оценить, готов ли он предложить такие условия. Это позволит обеим сторонам сэкономить время, подчеркнула Елена Заусова. При отклике на вакансию мечты. Если это работа мечты и человек страстно хочет ее получить, даже если на данный момент для такой должности у него недостаточно компетенций, написать сопроводительное письмо будет весьма полезно, отметила директор по персоналу «Торговая Сеть Технониколь» Юлия Корочкина. При отклике на вакансию в зарубежной компании. При отклике на вакансию не через агрегатор вакансий, а по электронной почте. В таком случае сопроводительное письмо должно быть обязательно, потому что оно подтолкнет менеджера по подбору персонала ознакомиться с резюме. При переходе из одной сферы деятельности в другую или возвращении к работе после длительного перерыва. В таком случае объясните, почему решились на перемены. При возвращении к работе по найму после ухода на фриланс или оформления ИП. При попытке устроиться на более высокую должность с расширением обязанностей. «Чем выше уровень позиции, тем больше внимания уделяется сопроводительному письму: так, 65 процентов HR-директоров и руководителей хотят видеть сопроводительное письмо как дополнение к резюме, а 20 процентов топ-менеджеров не рассматривают резюме кандидата без сопроводительного письма», — рассказала executive coach, тренер по развитию управленческих и soft skills Екатерина Красникова. Работодатель сам просит приложить сопроводительное письмо.

«Сопроводительное письмо не обязательно, если соискатель меняет работу и остается в аналогичной должности, не выходя за рамки своей сферы деятельности. В этом случае текст станет приятным бонусом и покажет заинтересованность в вакансии», — добавила Ольга Моисеенко.

Как написать сопроводительное письмо

Каждый десятый россиянин, который ищет работу, сталкивается со сложностями при написании сопроводительного письма. При этом не существует единого шаблона для сопроводительного письма, рассказала «Ленте.ру» Юлия Корочкина. Его нужно писать в соответствии с каждой конкретной вакансией. Хорошим сопроводительным письмом считается то, которое «отзеркаливает» акценты вакансии — это позволит менеджеру по подбору персонала обратить на соискателя внимание.

Прежде чем писать сопроводительное письмо, убедитесь, что ваших навыков достаточно для выполнения обязанностей, которые требуются для этой вакансии.

Стиль сопроводительного письма

Сопроводительное письмо должно быть написано в соответствии с Tone of voice компании, отметила Елена Заусова. «Например, если вакансия написана с обращением на "ты", включает в себя "прикольные" выражения, то сухое официальное сопроводительное письмо будет менее уместно, чем более теплое — обращение на "ты", избегание клише, котики и мемчики», — подчеркнула она.

Обязательно проверьте, чтобы в сопроводительном письме не было ошибок и опечаток, а предложения согласовывались между собой

Если же соискатель не уверен, какой Tone of voice уместно использовать в сопроводительном письме, лучше придерживаться нейтрального делового стиля. В любом случае стоит использовать ясный и лаконичный язык, а также избегать излишней технической терминологии.

От правил можно отступать, если вакансия творческая, добавила директор по персоналу ГК «Орбита» Ирина Лебедева. В таком случае юмор или креативность уместны, но важно иметь чувство меры.

Размер сопроводительного письма

В идеале сопроводительное письмо должно уместиться на экране монитора без прокрутки, отметила в беседе с «Лентой.ру» руководитель отдела подбора и адаптации персонала компании-разработчика ПО «МойОфис» Наталья Юрина. Хорошим сопроводительным письмом считается содержательное и емкое, но лаконичное, без лишних деталей и повторов информации из резюме. При этом выглядеть оно должно цельным и законченным.

Избегайте длинных абзацев и многословия, сосредоточьтесь на ключевых моментах и информации, которая будет интересна потенциальному работодателю

Структура сопроводительного письма

Несмотря на то что содержание и стиль будут различаться в зависимости от вакансии и компании, есть общие правила, которые помогут написать хорошее сопроводительное письмо.

1. Начинать всегда нужно с приветствия. «Если в вакансии указан менеджер, который ее ведет, обратитесь к нему — это будет говорить не только о вашей вежливости, но и о внимательности», — отметила Оксана Федюхина.

2. Затем представьтесь и укажите, на какую должность претендуете. Если откликаетесь на вакансию через электронную почту, расскажите, откуда о ней узнали. Например: «Меня заинтересовала вакансия менеджера по продажам, которая выложена на сайте вашей компании».

3. Объясните, почему хотите работать именно в этой компании. Например: «В этой сфере работаю уже четыре года, хочу стать частью вашей команды, чтобы реализовывать более крупные проекты».

4. Отдельно укажите, если знакомы с деятельностью компании: например, подписаны на ее страницы в социальных сетях или читаете блог.

5. Перечислите качества, которые станут преимуществом перед другими кандидатами. Достаточно перечислить несколько ваших навыков, например: «За последние 1,5 года каждый месяц выполняю план минимум на 110 процентов. Свободно общаюсь и могу вести деловую переписку на английском языке».

Дополните резюме качествами, которые транслирует компания в поиске персонала. Важно придерживаться принципа и позиции «Вы» — пишите о том, чем вы лично можете быть полезны компании, что можете привнести в нее, где можете быть созвучны с командой Ирина Лялина эксперт Moscow Business School в области HR

6. В заключение поблагодарите потенциального работодателя, чтобы не испортить первое впечатление. Уточните, что готовы приехать на собеседование, если вас решат рассмотреть на должность. Также в сопроводительном письме стоит использовать призыв к действию: предложите потенциальному работодателю позвонить вам или пригласить для очной встречи. Например: «Благодарю за уделенное время. Звоните — отвечу на ваши вопросы. Также буду рад (буду рада) пообщаться при личной встрече».

7. В конце сопроводительного письма стоит указать контактные данные — телефон и электронную почту, — чтобы менеджер по подбору персонала мог связаться с кандидатом. «Этот лайфхак пока еще мало кто использует, хотя у него есть сильный психологический эффект: создается ощущение, что вы позаботились о комфорте и экономии времени рекрутера, поэтому он будет более расположен к вашей кандидатуре, чем к другим соискателям», — пояснила Екатерина Красникова.

Пример сопроводительного письма

Сопроводительное письмо при отклике на вакансию маркетолога

Добрый день!

Меня зовут Елена Иванова, я специалист по рекламе и маркетингу. Меня заинтересовала вакансия маркетолога, размещенная вашем на сайте.

В этой сфере я работаю уже восемь лет и все это время слежу за публикациями вашего бренда в соцсетях и блоге, смотрела выступления ваших спикеров на конференциях. Хочу стать частью вашей команды, чтобы реализовывать новые креативные проекты.

У меня есть высшее образование в сфере маркетинга, а также дипломы курсов по углубленному изучению интернет-рекламы, SEO-продвижения и бренд-менеджмента. За свою карьеру я придумала и реализовала 20 рекламных кампаний федерального уровня, составила 5 многолетних маркетинг-стратегий, выступаю на профессиональных форумах. Я свободно говорю на английском языке, на базовом уровне владею разработкой сайтов.

Благодарю за время, уделенное моей кандидатуре. Звоните или пишите — отвечу на ваши вопросы, также буду рада встретиться лично.

Телефон: ...

e-mail: ...

С уважением, Елена.

Краткое сопроводительное письмо

Добрый день!

Меня заинтересовала вакансия торгового представителя, которую вы разместили на сайте поиска работы.

Я четыре года работаю в продажах, три из них — торговым представителем, вожу собственной автомобиль и хорошо знаю город. Кроме того, я восемь лет работал фотографом, поэтому знаю многое о камерах, которые продает ваша компания.

На предыдущем месте работы я каждый месяц выполняю план минимум на 110 процентов. Владею техническим английским.

Мой телефон: ...

e-mail: ...

С уважением, Алексей.

Что не нужно писать в хорошем сопроводительном письме

Иронизировать, шутить или вызывать жалость словами в духе «мне всегда все отказывают, надеюсь, что вы со мной свяжетесь». Писать негативные комментарии, манипулировать потенциальным работодателем и использовать фразы вроде: «На рынке не осталось нормальных работодателей, кроме вас» или «Ответьте мне, если не хотите упустить ценного специалиста». Писать сопроводительное письмо-пустышку, например: «Хочу работать в приятном коллективе, возьмите меня». Использовать некорректные выражения, например: «Доброго времени суток». Использовать непонятные рекрутеру профессионализмы, аббревиатуры и интернет-сокращения. Указывать опыт, качества и достижения, которые не подходят для этой вакансии. Дублировать отрывки из резюме. Допускать орфографические и речевые ошибки.

«Не стоит писать о том, какой вы ответственный, исполнительный, честный, увлекающийся чтением и походами по музеям. Эти качества раскрываются только в процессе работы и проверяются со временем», — заключила Ирина Лялина.