Без царя в голове. Почему из Николаевской России эмигрировало семь миллионов человек
7 декабря по центральным телеканалам показали презентацию книги «Гибель империи. Российский урок» митрополита Симферопольского и Крымского Тихона Шевкунова. Автор объяснил, для кого рассчитан его труд. «Каждый, кто захочет познакомиться со своей страной и увидеть генезис революции: как из нас готовят тех, кто сам готовит свою страну к суициду».
ВВП России в феврале 1917-го, по данным митрополита, был на третьем месте в мире, страна была очень богатой, образованной и развитой. «На столе у Николая II лежал план ГОЭЛРО, метро, индустриализации. Да, СССР сделал очень много, но у него было гигантское наследие», – вспоминает Тихон. Если бы империя сохранилась, считает владыка, то не было бы Второй мировой войны.
Не стану фантазировать насчет Второй мировой, но без свержения царизма уже в 1918 году Россия была бы вовлечена в войну с Антантой. Николай II мечтал сделать Константинополь второй столицей и даже готовил униформу для парада на Босфоре, основал Евфратское казачье войско и т.д. Антанта формально согласилась на передачу России Константинополя, но Англия и Франция заключили секретную конвенцию ни под каким видом не отдавать России Проливы.
Пофантазируем. Царю каким-то способом удалось бы захватить Константинополь. И что? В конце 1918-го в Проливы вошёл флот Антанты, на порядок больший, чем Черноморский в феврале 1917 года. Население полуострова Малая Азия прекрасно понимало, что захват Проливов приведёт к уничтожению государственности Турции.
В итоге «полевой командир» Мустафа Кемаль выдворил Антанту и всё воинство Врангеля из Проливов. Надо ли говорить, что если бы вместо Антанты там оказались войска Николая II, результат был бы тот же, но только с куда большими потерями для интервентов.
А какие грандиозные планы лежали на столе Николая II? Почему о них не знали историки, включая монархистов? А слышал ли Тихон фразу Наполеона: «Выиграл битву не тот, кто предлагал план, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и выполнил».
К примеру, канал Волга – Дон начал копать ещё Пётр Великий. А тому, кто реализовал этот план и построил великий стратегический объект, хрущёвское жульё снесло памятник у входа в канал.
Беда в том, что на столе у Николая II в 1915-1916 годах не было никаких планов на послевоенное обустройство России. Имелось только два плана, подсказанных Александрой Фёдоровной своему мужу: «Расправа над врагами нашего Друга» и добровольно-принудительная отправка миллионов демобилизованных солдат на строительство железных дорог.
Каких конкретно дорог, ни царя, ни царицу не интересовало. Главное, чтобы научившиеся воевать крестьяне не потребовали барской земли.
В «аграрных беспорядках» 1902-1917 годов виноваты только два человека: Александр III и Николай II. Если бы они просто не лезли в сельское хозяйство, в котором мало что понимали, то дядюшка Капитализм уже к 1904 году вымел бы 95% помещиков.
Большевики обличали их за эксплуатацию крестьян, но скрывали от народа, что баре не умели и не хотели хозяйствовать, и подавляющее большинство поместий были убыточными. Чтобы исправить эту ситуацию, Александр III и Николай II украли из госбюджета многие миллионы рублей на поддержку бар.
Основной денежный поток помещикам шёл через Дворянский банк, клиентами которого могли быть только «потомственные». В оном банке под залог поместья выдавали сумму, равную 70% стоимости заложенного имущества, под ничтожный процент и на 60 (!) лет.
Кроме того, помещики шли за подачками к царю, а помещицы – к царице. Неизвестно, чтобы царь хоть раз отказал. Наоборот, он выдавал на содержание поместий по 100-500 тысяч рублей каждому промотавшему состояние. А министр финансов в течение недели должен был изыскать статью в бюджете, откуда можно было оную сумму изъять и вернуть царю. Всё делалось секретно и нигде не фиксировалось. На это в своих мемуарах последовательно жаловались министры финансов Витте и Коковцов.
Большевики скрывали, что у Николая II был свой ГУЛАГ. Так, все большие железные дороги, как, например, Транссиб (за Уралом), Амурскую и Мурманскую строили подневольные люди под дулами винтовок – заключённые и военнопленные. Причём для «строителей» были официально введены телесные наказания.
Большевики помалкивали о монастырских тюрьмах, которые имелись во всех больших обителях – на Соловках, Валааме, в Суздале и т.д. Наоборот, большевики были благодарны Николаю II, который аж до 1917 года выделял средства на содержание оных тюрем. И новая власть использовала их по назначению.
Уровень вранья монархистов сейчас зашкаливает. К примеру, вышел большой фотоальбом о «достижениях» Николая II. Там красивое фото морского лайнера «Царь». Вот, мол, какие суда строил последний император!
На самом деле пароход построен в 1912 году в Глазго (Шотландия). По водоизмещению он втрое меньше трансатлантических лайнеров Англии и Германии того времени. Но самое любопытное – соотношение классности мест для пассажиров: 1-й класс – 30, 2-й – 266, 3-й – 1086. Сравним с лайнером «Лузитания»: 1-й класс – 553, 2-й – 460, 3-й – 1186.
В чём разница? «Лузитания» и другие трансатлантические лайнеры предназначались для перевозки нормальных пассажиров. А «Царь» был построен специально для бедных эмигрантов, уезжавших из России в США.
За время правления Николая II из России эмигрировало около 7 миллионов человек. Не самая маленькая европейская страна! Сколько точно уехало, никто не знает, поскольку границы империи на западе и юге были полупрозрачными, эмигрантов никто не считал. Для сравнения: бежавших от ужасов Гражданской войны из России в 1918-1921 годах было менее одного миллиона человек.
Монархисты повествуют нам о строительстве Николаем многочисленных гимназий. Но по официальным данным издания РАН 1995 года, грамотных в царской России было менее 50%. В Финляндии же, формально входившей в состав империи, но имевшей независимую от самодержца систему образования, уже к 1900 г. было 99% грамотных.
К 1913 г. в гимназиях России училось 147 тыс. человек. Больше половины времени у гимназистов уходило на «мёртвые» языки (латинский, греческий), изучение Закона божьего в объёме семинарии, принудительные молитвы до и после занятий, посещение богослужений и т.п. Надо ли удивляться, что гимназисты, студенты и курсистки, узнав в феврале 1904-го о нападении японцев на Порт-Артур, начали отправлять поздравительные телеграммы Микадо. А в 1905-м и 1917-м гимназисты были в первых рядах революционеров.
Да, в России были умные инженеры, литераторы и иной раз даже министры. Но их инициативы подавлялись царским правительством.
В конце XIX века моряк и писатель Конкевич (псевдоним «Беломор»), администрация и земство Архангельской губернии предлагали прорыть канал на том месте, где большевики построили Беломоро-Балтийский.
В 1894 г. министр финансов Витте на пароходе объехал берега Кольского полуострова и выбрал для базирования императорского флота Екатерининскую гавань (там с 1933 г. и поныне находится главная база Северного флота).
Но Николай II отверг проект Витте и приказал построить огромные порт и крепость на Балтике посреди песков в захолустном местечке Либава. И там в 1894 г. закипела стройка века. Скажу лишь, что огневая мощь пушек Либавской крепости была в два раза больше, чем крепости Порт-Артур. Укрепления Порт-Артура должны были защищать от 152-мм снарядов, а Либавы – от 280-мм. Но в 1907-м последовало «высочайшее повеление» Либавскую крепость разоружить. Занимались этим целых три года.
Николай II принципиально не хотел проводить никаких политических реформ в России, а предпочитал вести непрерывные войны. Едва взойдя на престол, в 1895 г. он приказал захватить Константинополь. Войска даже начали грузиться на корабли. Но тут Витте натравил на Николая его дядей-великих князей, которые утихомирили разбушевавшегося племянника.
В 1897 г. русские войска оккупировали четверть территории острова Крит и оставались там до 1907-го. Параллельно вторглись в Маньчжурию, захватили Порт-Артур, в 1900-м взяли и разграбили Пекин. В 1903 г. под видом лесорубов русские войска вошли в Северную Корею. В 1907-м последовала оккупация Северной Персии… Результат – две большие проигранные войны (с Японией и Германией) и две последовавшие за ними революции.
Тихон не поминает о том, что Николай II ни под каким видом не хотел превратить феодальную сословную монархию в цивилизованную страну и называет революцию 1917 года «суицидом».
Так что – хочет, чтобы и сейчас Россия стала бы сословной монархией? И мы бы получили царя, великих князей, графов, их сиятельств, превосходительств, высокопревосходительств и т.д., и т.п.? Вопрос, а хочет ли этого народ?
«Урок» Тихона вряд ли вызовет брожение умов, поскольку читать особо не будут, тираж разойдётся по библиотекам и т.д. Но если кто-то всерьёз попытается сделать «тихоновщину» государственной идеологией, рискует получить 17-й год. Вот только какой? 1917-й или 1517-й?