К 105-летию командира авиаэскадрильи «Монгольский арат»
В 1967 году, сразу после демобилизации из рядов Советской армии, на балашихинский завод «Рубин» пришёл работать прославленный лётчик, Герой Советского Союза, командир эскадрильи «Монгольский Арат» Николай Петрович Пушкин. На днях ему бы исполнилось 105 лет. Родился Николай Пушкин в крестьянской семье 4 декабря 1918 года. Его родина — деревня Норино, ныне Клепиковского района Рязанской области. В 1928 году семья Пушкиных переехала в Подмосковье. Сначала они жили на железнодорожной станции Подлипки Дачные (ныне в черте города Королёв), а с 1932 года — в Балашихе, где в 1936 году Николай окончил неполную среднюю школу (ныне — средняя школа № 1). После восьми классов он учился в учебном комбинате в Подмосковье. С 1937 года, уже став слесарем-модельщиком, без отрыва от производства начал посещать аэроклуб, где по-настоящему полюбил профессию лётчика. В 1938 году Николай Пушкин добровольно поступает в Качинскую школу военных лётчиков, которую окончил в 1940 году и был направлен в качестве летчика-истребителя в 87-й истребительный авиаполк, который базировался на украинском аэродроме Умань. На фронтах Великой Отечественной войны Пушкин находился с первого дня и даже часа. В 4 часа утра 22 июня 1941 года он принял бой с немецкой авиацией на западной границе. Летал на стареньком И-16, но именно на нём одержал несколько побед. С апреля 1942 года Николай Пушкин воевал на Волховском фронте в составе 2-го гвардейского истребительного авиаполка, вскоре стал командиром 2-й эскадрильи. Ему тогда было всего 23 года. В одном из первых боевых вылетов на новом месте службы вместе с тремя другими лётчиками, выполнявшими разведывательное задание на истребителе ЛаГГ-3, он был атакован десятью «мессершмиттами-109». Воздушный бой продолжался 45 минут и завершился нашей победой. Пушкин сбил два «мессера», все советские истребители вернулись на свой аэродром. Вскоре в полк прибыли первые Ла-5 — легендарные самолёты, известные по «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Особенно полк Пушкина отличился летом 1943 года в сражении на Курской дуге. 14 июля, возглавляя восьмёрку Ла-5, он обнаружил 27 бомбардировщиков «Хейнкель-111» и восемь истребителей прикрытия. Советские лётчики атаковали врага и сбили четыре «хейнкеля», потеряв один экипаж. За время боёв на Орловско-Брянском направлении Николай пополнил свой личный счёт ещё на три самолёта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года Николаю Петровичу Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. На войне случается много неожиданностей. Нежданно-негаданно именно лётчику с поэтической фамилией Пушкин посчастливилось возглавить эскадрилью под названием «Монгольский арат». Дело в том, что в конце 1942 года Малый хурал Монгольской Народной Республики принял решение о строительстве авиаэскадрильи и передаче её в подарок СССР. Название «Монгольский арат» говорило о том, что эскадрилья создана на всенародные средства. К 1943 году трудящиеся братской тогда Монголии собрали и передали Красной армии деньги на строительство новых самолётов и попросили отдать эти машины лучшим советским лётчикам. Когда с конвейера военного завода сошли 12 новеньких истребителей Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах, командование решило передать их в эскадрилью капитана Н.П. Пушкина. Передача боевых машин происходила 25 сентября 1943 года. Самолёты совершили парадный круг над аэродромом. На лётном поле появились импровизированная трибуна, гвардейское знамя полка, флаги, лозунг в честь дружбы советского и монгольского народов. На собрании гвардии капитан Николай Пушкин заявил: «Большое доверие оказано нам братским монгольским народом. Это значит, что на нас возложена двойная ответственность. За нашей боевой работой будет следить народ, имя которого носит наша эскадрилья. Оправдать великое доверие — наша боевая задача». До конца 1943 года эскадрилья уничтожила 21 немецкий самолёт. Тогда же командование дивизии направило в столицу для встречи с делегацией Героев Советского Союза Н.П. Пушкина и А.И. Майорова, а также заместителя командира полка по политической части майора Г.Ф. Семикина. Из Москвы посланцы 2-й эскадрильи вернулись с орденами Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики. Награды вручал посол МНР в СССР. Большая Балашиха Эскадрилья «Монгольский арат» сражалась в небе над Украиной, Румынией и Польшей, штурмовала Берлин. За выдающиеся достижения эскадрилья награждена орденами «За боевые заслуги» и Красного Знамени Монгольской Народной Республики. В столице Монголии Улан-Баторе в честь эскадрильи установлен памятник. В ноябре 1943 года Николая Пушкина выдвинули на должность заместителя командира 2-го гвардейского истребительного авиационного полка по лётной подготовке. Всего за время войны майор Н.П. Пушкин совершил 490 боевых вылетов, сбил 19 самолётов противника. В июле 1944 года Пушкин стал заместителем командира 482-го авиаполка 5-го истребительного авиакорпуса. В его составе он активно участвовал почти во всех крупных воздушных боях на пути от Белоруссии до Берлина. Он был участником исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. После войны продолжал службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы в Липецке, в 1955 году — Военно-воздушную академию в Монино, после чего был назначен заместителем командира авиасоединения. В 1960 году по состоянию здоровья перешёл на штабную работу. В 1966 году уволился в запас в звании полковника и вернулся в ставшую для него родной Балашиху. С 1967 года работал в бригаде лётных испытаний при заводе «Рубин». Вскоре бригада была преобразована в отдел лётных испытаний (отдел № 260). В мае 1973 года Николай Петрович участвовал в открытии мемориала на площади Славы в Балашихе. Именно он опускал под одну из плит монумента гильзу со священной землёй, взятой с братских могил павших воинов-земляков. А затем вместе с балашихинцами — Героями Советского Союза — участвовал в церемонии зажжения Вечного огня. Герой ушёл из жизни 23 октября 2007 года. Похоронен на Новском кладбище в Балашихе. Алексей Галанин