Чарльз Дарвин может быть запрещен в российских школах

Переформатирование России из страны с де-факто господствующей либеральной идеологией в государство традиции требует всё более фундаментальных изменений общественных отношений, включая школьное образование. Очередной жертвой приведения страны к новому общему знаменателю могут стать «неактуальные» теории XX века.

Чарльз Дарвин может быть запрещен в российских школах
© Свободная пресса

О том, что настала пора пересмотреть преподавание в школах теории эволюции Дарвина, в основе которой лежат «абсолютно чудовищные и античеловеческие принципы», высказалась журналист и медиаменеджер Анна Шафран. Труд британского ученого, по ее мнению, основан на евгенике и стал прологом к зарождению нацизма в Британии, а затем и по всей Европе.

Опубликованная в 1859 г. работа Чарльза Дарвина имела полное название «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение привилегированных рас в борьбе за жизнь», напомнила Шафран, делая акцент на «привилегированных расах». Советские же учёные умолчали о полном названии, попрекнула она «проклятое прошлое».

Политическая логика подобной позиции очевидна. Россия ведет борьбу с нацизмом на Украине, который выращен методами социальной и политической инженерии Вашингтоном и Лондоном, которые англосаксы и наши враги. Теория Дарвина — их идеологический фундамент, разбив который, совершив подкоп, можно обрушить крепость противника.

Правда, камень в огород советской науки и, конечно, самого СССР, выглядит странно. С учетом того, что нет и не было более яростного врага с нацизмом, чем Советский Союз. Что доказывает упрёк? Коммунистическая Москва — брат-близнец нацистского Лондона и еще более нацистского Берлина? Этак можно договориться и до сравнения Сталина с Гитлером.

Скорее всего «советские ученые» здесь случайны, пришлись к слову. Как проявление дежурного у части нашей интеллигенции антисоветизма. Просто появился еще один повод пнуть. А вот «привилегированные расы»... Действительно, расизм неприемлем. Но кажется у Дарвина слово «раса» в заглавии имеет строгий естественно-научный, а не политический смысл.

«Раса (франц.) - племя, порода, поколение, видоизменение животного и человека, которое ведется родом. Расы человеческого рода, породы, поколения», толкует нам это понятие словарь Даля. «Исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью наследственных физических признаков», дополнительно разъясняет словарь Ожегова.

Как видим, ни о каком нацизме речь не идёт — чистая физиология. Именно в таком значении скользкое слово «раса» использовалось в одном из полных переводов на русский язык труда Дарвина: «О сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Благоприятствуемых пород! Речь идёт об условиях жизни и их влиянии на выживаемость.

Притягивать изыскания учёного первой половины XIX века к политическим событиям века XX-го всё равно что упрекать нашего Менделеева с его периодической таблицей химических элементов в причастности к газовым атакам немцев под Верденом в Первую мировую. Или физика Резерфорда, открывшего атом, к ядерным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки.

Но мы, конечно, догадываемся, что нацизм упомянут здесь как козырный туз, главный аргумент для изъятия теории Дарвина из школьных программ. Такое нечем крыть. Но другой, возможно, глубинной, подлинной причиной озвученной инициативы может быть сущностный спор о происхождении человека. Мы - от обезьяны? Ни-ког-да!

Обратимся к самой теории. Популярное мнение о том, что по Дарвину человек произошел от приматов, не совсем верно. У них есть общий предок, всего лишь утверждал учёный. Но для сторонников иных версий это различие, конечно, несущественно. Если бы за такое казнили, Дарвина, несмотря на всю его словесную эквилибристику, поволокли бы на плаху.

Однако на данный момент нет ни одной научной теории, имеющей столь же серьезные доказательства, как учение Дарвина. Более того, она выдержала испытание временем. Ключевые положения о наследственности и изменчивости, которые суть двигатели естественного отбора, в течение XX века были подтверждены генетикой и другими науками.

Убедительным доказательством теории Дарвина является ее прогностическая сила. Программирование будущих свойств продукции в сельском хозяйстве происходит постоянно. Приобретая новейшие гибриды растений или помеси животных современный человек каждый раз сталкивается с аргументами в пользу правоты британского учёного.

Впрочем, люди как-то жили и до открытия Дарвина и смогут обойтись без него сейчас. Если совсем свежая с точки зрения исторической перспективы догадка британца противоречит устоявшимся тысячелетним нормам — например, религиозным догмам, то почему этой новомодной теории надо отдавать приоритет?

Видимо, так рассуждают там, где теорию Дарвина уже пытались убрать из школьной программы. По некоторым данным, преподавание теории эволюции ограничили в Израиле, Турции, Индии.

«Никто никогда не видел превращения обезьяны в человека», - цитируют СМИ министра Индии по вопросам высшего образования Сатьяпала Сингха.

Неоднократно атаковали наследие Дарвина и в весьма консервативных США. Как на местном уровне, так и в масштабе штата и всей страны. Известны, в частности, «акт Батлера», «обезьяний процесс» в Теннесси, иск, рассмотренный в 1978 году федеральным окружным судом Вашингтона. Так что прецеденты в мире имеются.

При этом Европа вступила на путь коллаборационизма. Католицизм «прогнулся», не устоял, вынужден был пойти на компромисс с наукой, специальной папской энцикликой признав, что теория эволюции не противоречит учению церкви и «может рассматриваться как гипотеза в вопросе о происхождении тела человека». Внимание! Тела. А дух — божий. Вероятно, так.

Схожую позицию заняла англиканская церковь. Тем более, что похоронен Дарвин в Лондоне в Вестминстерском аббатстве, в пантеоне выдающихся деятелей Британии. Его портрет размещён на некоторых монетах и банкнотах, а в опросе Би-Би-Си Дарвин занял четвёртое место в списке величайших соотечественников.

Но для России сейчас это, скорее, аргумент против, нежели за теорию Дарвина. Враг не может быть хорошим, умным и честным. Он непременно должен быть уродлив, зол, коварен и подл. Даже если это ученый далёкой эпохи и вчерашний кумир. Не зря же в Думе уже говорят о «мёртвом» английском языке. Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.

Тектонические изменения, происходящие сейчас в России, почти неизбежно перепашут образование. И не говорите потом, что вас не предупреждали.

Теория эволюции может пасть первой. Её просто изымут из школьной программы, или начнут преподавать наряду с другими версиями происхождения человека, или совсем заменят её ими.

Мракобесие, скажут некоторые. Это наши скрепы, ответят им. Какие именно? Вероятно, религиозные. «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Как вариант: создал из звонкой глины и придал ему облик совершенного человека и вдул в него дух и т.п. Некоторые поприветствуют такое.

Однако смена парадигмы образования со светской на религиозную со временем неизбежно аукнется стране качеством подготовки кадров. Особенно технических, инженерных. В ситуации, когда Россия должна научиться производить всё своё, это выглядит проблемой. Так можно и войну Западу проиграть. И экономическую, и обычную, горячую, если вдруг.

Но зато мы попадём в рай, а они просто сдохнут, пошутят остряки. Многим, однако, теперь не до смеха... Что может сохранить теорию Дарвина в школах? Как ни странно, консерватизм российских верхов. Эволюция — не революция. Тем и хороша. Пусть лучше дети изучают постепенные трансформации по Дарвину, чем резкие, революционные изменения по Ленину.

Кстати, история нашей страны в некотором смысле тоже развивалась по Дарвину. Выживает сильнейший, открыл британский ученый. Россия последовательно преодолевала монгольское иго, Смуту, Февраль 1917-го, интервенцию и Гражданскую войну, вторжение Гитлера во главе всей Европы, кризис 1991-1993-го, выживая и становясь сильнее.

Теперь ведет с той же целью СВО. Кажется, Дарвин реабилитирован.