Супруги-разведчики в отставке рассказали, как выживали за границей
Более двадцати лет супруги Елена Вавилова и Андрей Безруков жили под чужими именами, выдавая себя за американских предпринимателей. Их карьера в Службе внешней разведки закончилась после предательства одного из коллег, но ветераны по-прежнему в строю, только на другом поприще. Они много ездят по России, общаются с молодежью, говорят о патриотизме, делятся личным опытом ведения бизнеса. Одна из таких встреч прошла недавно в Кургане на областном предпринимательском форуме.
Под прикрытием
Полковники в отставке Елена Вавилова и Андрей Безруков начали путь в профессию, когда учились в Томском госуниверситете по специальности "история".
- Я интересовался тем, что происходит в мире, политике. Поэтому, когда поступило предложение стать сотрудником разведки, я согласился, - рассказал Андрей. - Но все-таки не это главное. В молодости все ищут точки приложения своих сил, смысл жизни. И, когда появилась возможность отстаивать интересы Родины, я просто не мог отказаться.
По словам Елены, не каждый решится на такой шаг, зная, какому риску он подвергает себя и близких. Любая утечка информации могла привести к провалу. А разведчиков готовили для длительного нахождения за рубежом. Это одна из особенностей нелегалов. Правда, профессия еще была окутана завесой таинственности и романтизма. Кто из молодых тогда не мечтал стать Штирлицем?! Только спустя время супруги поняли, на какую стезю ступили, но не пожалели.
Под именами Дональд Ховард Хитфилд и Трэйси Ли Энн Фоли Вавилова и Безруков жили в Канаде, Франции и США. Вели себя как обычная семья, старались не привлекать внимание. При этом задачу перед ними поставили непростую: по сути нелегальным мигрантам предстояло подняться с низов на вершину общества, поскольку государственными секретами, как правило, владеют крупные ученые, политики, военные. Преодолеть страх и неуверенность, которые они испытывали на первых порах, помогла хорошая подготовка, умение общаться и быстро приспосабливаться к новым условиям.
После нашего ареста, когда все узнали правду, друзья и знакомые говорили, что мы пример сбывшейся американской мечты
- В России, особенно в Советском Союзе, не принято спрашивать, откуда у человека деньги, - поясняет Андрей. - А за границей все друг за другом смотрят. Соседи должны понимать, на какие деньги вы живете, чем занимаетесь. Чуть что - сразу звоночек в налоговую. Купил новую машину, а на какие доходы? А сколько стоит авто? Сколько хозяин зарабатывает? Разведчик не может допустить, чтобы его проверяли. Он либо ходит на обычную работу, либо у него свой бизнес.
У наших героев на разных этапах было и то, и другое. Они создали даже несколько бизнесов, а один, по их словам, действует до сих пор. Все деньги, которые они зарабатывали, шли в доход государства, а им платили зарплату.
- Мы сами себя мотивировали, - говорит Елена. - И вот спустя 10 лет я риелтор, агент по недвижимости. Андрей, окончив три университета, стал консультантом по стратегии развития компаний, сотрудничал с ведущими европейскими фирмами, ему помогало знание французского языка. Мы добились статуса среднего класса. После нашего ареста, когда все узнали правду, друзья и знакомые говорили, что мы пример сбывшейся американской мечты. То есть приехали ни с чем, а стали успешными людьми. Но наша задача, конечно, другая: подниматься выше для получения важной информации.
Радистка Кэт напугала генералов
Помните радистку Кэт из "Семнадцати мгновений весны"?
- Как думаешь рожать, малыш? - спрашивает ее Штирлиц.
- Кажется, нового способа еще не изобрели.
Во время родов Кэт кричала по-русски. Ее сдали в гестапо.
Елена Вавилова превзошла киношную коллегу. Она рожала дважды и ни разу не выдала себя. Сыновья Тим и Алекс появились на свет в Канаде. Решение завести детей далось непросто, тем не менее они пошли на этот шаг.
- Больше всего волновались наши генералы, вспоминая легендарный фильм с Вячеславом Тихоновым, - улыбается Елена. - Конечно, мы понимали: к родам надо подготовиться. К тому времени мы хорошо владели языком. Думали на английском, видели сны на английском. Поэтому, когда у начальства возникли опасения, написали шифровку: не волнуйтесь, все под контролем. Посещали курсы подготовки к родам. Когда пришло время рожать, рядом находился Андрей, чтобы купировать возможные проблемы.
Сыновья узнали правду о родителях после их ареста, в возрасте 16 и 20 лет. Для них она стала настоящим потрясением. Россию они не знали, русских представляли в образе злодеев, которых видели в американских боевиках. Родителям приходилось с этим мириться. С другой стороны, дети помогали быть обычной семьей и не вызывать подозрений. Их отдали учиться в частную школу, где преподавали на двух языках.
- Они изучали французский, - вспоминает Елена. - Французская система образования больше похожа на нашу. В ней больше контента, ученики учат геометрию, стихи, чего в американской программе нет. Хотелось вырастить сыновей образованными. Когда нас рассекретили, мы смогли объяснить им смысл нашей деятельности: мы не старались подорвать американское или канадское государства. Мы собирали информацию для защиты своей страны, тогда как цэрэушники всегда открыто заявляли: наша задача - разрушить Советский Союз. В этом разница. Дети нас поняли. Они приняли Россию, пришли в восторг от наших просторов. Больше всего их удивила природа.
Первые годы парням трудно пришлось на исторической родине. Особенно тяжело давался русский язык. Доходило до слез. Ворчали: там одни исключения. При этом старший к тому времени знал английский, французский и китайский. Сейчас сыновья в России. Оба финансисты.
Мелочи жизни и главное
Наверное, нет семьи, где муж с женой ни разу не поссорились. Наши герои не исключение. Конфликты случались, признаются они, но касались в основном воспитания детей. Отец считал, что мама о них слишком заботится, и хотел дать им возможность самостоятельно пройти через трудности. Где-то супруги дополняли друг друга. Елена эмоциональна, Андрей - больше аналитик. Главное не обращать внимание на мелочи жизни.
- Я всегда советую молодым разделять важное и второстепенное, - говорит Елена. - Обычно ссоры начинаются со взаимных упреков: кто-то что-то недоделал, не туда положил, не помыл посуду, не вынес мусор. Это мелочи. Ради них не стоит портить отношения. Лучше видеть нечто объединяющее вас. Крепость любых отношений, а семейных особенно, - в единстве взглядов, хотя необязательно они должны быть идентичны. Мы были и соратниками, и друзьями, и товарищами, а в семейной жизни - на одной волне.
- Бывало, поругаемся, - дополняет Андрей. - Но через 10 минут нужно расшифровывать радиограмму. И сразу все забывается. Я беру детей и ухожу с ними в парк, а у Елены начинается работа.
Находясь за границей, разведчики не имели возможности получать достоверную информацию о ситуации на родине. На российский сайт зайти нельзя, русскоязычную газету купить не могли, понимали: все коммуникации отслеживаются или могут отслеживаться. Когда развалился СССР, они находились в Канаде.
- Многим, наверное, непонятно, как действовать, когда твоя страна больше не является великим Советским Союзом, - говорит Елена. - Мы очень переживали, но даже в тех условиях не сомневались: наше государство должно быть защищено извне - и продолжали служение.
- Для меня служение тождественно словам "Родина", "патриотизм", - подчеркивает Андрей. - У нас не было кризиса среднего возраста, когда задаешься вопросом: зачем я здесь, что оставлю после себя. Если живешь не для себя, а для чего-то гораздо большего, жить легко.
Елена Вавилова и Андрей Безруков прошли через то, чего каждый разведчик боится больше всего, - предательство. В 2010 году один из коллег выдал американцам сеть разведчиков-нелегалов из десяти человек. Всех арестовали, поместили в тюрьмы. Готовился большой процесс, но по договоренности государств их обменяли на четырех человек, осужденных в России за госизмену.
P. S.
Елена вместе с Андреем Бронниковым написала книгу "Женщина, которая умеет хранить тайны", по которой сняли фильм "Русские" о разведчиках, живущих под прикрытием. Еще одно произведение, уже в соавторстве с мужем, называется "Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства". В его основе - их личный опыт общения, построение социальных связей, использование их для достижения успеха в жизни и карьере. По сути, разведчик, пишут авторы, - это профессиональный нетворкер. Поиск новых контактов и развитие отношений - его основная работа. Между тем служить Отечеству можно не только в разведке, но и занимаясь любой другой деятельностью, например бизнесом. Многие предприниматели делают нашу жизнь лучше, комфортнее. Это тоже служение.