Как купцы Южный Урал осваивали

В освоении Южного Урала значительную роль сыграли купцы. Они занимались не только куплей-продажей, но и предпринимательской деятельностью.

Как купцы Южный Урал осваивали
© Uralpress.Ru

Одним из основных занятий купцов было сельское хозяйство. Кроме скупки, сельхозпродукции купцы строили мельницы и фабрики по переработке шкур животных. Это была уже предпринимательская деятельность, связанная с организацией нового производства. На Урале, богатом минеральным сырьём, купцы строили заводы и фабрики по его переработке. Это металлургия железа, меди и золота, обработка драгоценных и поделочных камней. А каким был быт уральских купцов 19 века, как проходила их обычная жизнь? Это можно понять на примере жизнеописания одного из торговых людей того времени.

Иван Петров Шмаков поднялся на том, что построил мельницу на речке Каменка. Крестьяне стали привозить зерно на эту мельницу, а платой служила каждая десятина от привезённого зерна. Мука, полученная из этого зерна, отвозилась на завод и на ярмарку в Челябинск или Троицк, где её покупали за деньги. На эти деньги Иван построил ещё одну мельницу на другой речке.

Прибыль увеличилась, но требовались и работники. Привлечение работников было большой проблемой на Урале. Свободных рук не хватало. Можно было надеяться на переселенцев из центральных районов России. Местные жители, казаки, приписанные к заводам работники и башкиры идти в наёмные работники не могли или не хотели.

Иван беседовал с каждым из тех, кто обращался к нему в поисках работы, а потом приглашал их к столу. За столом он внимательно наблюдал, как они едят. Если человек ел быстро и аккуратно, не оставляя объедков, то такого работника можно было смело брать. Каков в еде, таков и в труде.

Будущие работники проходили ещё одно испытание.

Потенциальный хозяин посылал их на ярмарку узнать, откуда прибыли их соседи. Если работник быстро возвращался и сообщал, только о том, откуда они прибыли, то Иван понимал: такого работника можно использовать только для физического труда. Если работник узнавал не только о том, откуда они, но и о том, чем они торгуют и по какой цене продают товар, можно ли договориться с ними о скидке на покупку и возможности сотрудничать, то такого человека Иван брал, и тот становился правой рукой хозяина.

Однажды Иван попал на разработку золота из коренных пород южнее Качкаря. Процесс выглядел так: с помощью кувалды и клиньев из породы отбивали куски кварца. Эти куски свозили на бегунную фабрику. Это, по сути, была мельница. Бегуны представляют собой чаще всего два массивных катка (иногда – один каток), которые, перемещаясь по какой-либо поверхности, раздавливают (измельчают) своей массой находящиеся на этой поверхности куски материала. Масса катков бегунов может составлять несколько тонн.

Руда здесь дробилась до состояния муки. Дальше эту массу промывали в лотках. Золото тяжелее кварца в девять раз, поэтому оно садилось на дно лотка, а легкий кварц смывался водой. Бегуны были каменными, а многие детали деревянными. Это являлось причиной поломок и остановки мельниц. Иван считал себя специалистом по мельницам, а поэтому решил здесь построить свою фабрику. Многие детали, а главное, металлические бегуны, он заказал на заводе в Златоусте, где у него были давние связи. Железо, которое могло попасть в муку, также вымывалось, так как оно легче золота более чем в два раза.

Почитав литературу, Иван выяснил, что золото можно извлечь с помощью ртути. Этот способ называется амальгамация. Ртуть растворяет золото и при этом не растворяет, например, кварц. Есть способ с применением хлора. И, наконец, с использованием цианистых растворов. Всё это требовало дополнительного оборудования, которое во многих случаях было уникальным и очень дорогим. В конце 19 века на месторождении появились иностранцы, которые имели деньги и которые стали скупать прииски у местных. Продал свою фабрику и Иван.

Те золотоносные жилы, которые начали разрабатывать тогда с поверхности, разрабатываются и сейчас шахтой на глубине более 600 метров. Этим занято предприятие «Южуралзолото» в городе Пласте.