Смерть шпионам: зачем Россия возрождает легендарную спецслужбу времен Великой Отечественной
Депутат Госдумы Андрей Гурулев заявил, что Россия создала в новых регионах службу, аналогичную советской контрразведке Смерш. Он призвал начать борьбу «с диверсантами и шпионами» на всей территории страны. Служба Смерш, как известно, действовала в годы Великой Отечественной войны и боролась против разведки нацистской Германии. Зачем подобная служба нужна в современной России, как она будет работать, какие трудности ей придется преодолевать выясняла «Вечерняя Москва».
Идея воссоздания Смерша (производное от «смерть шпионам») обсуждалась давно. Предложения о ее возрождении не раз высказывали глава Крыма Сергей Аксенов и советник главы ДНР Ян Гагин. И вот — свершилось.
«Мы говорили про Смерш, сегодня создали управление, которое таким примерно образом работает на новых территориях, но сегодня нам пытаются помешать и в тылу», — написал депутат Андрей Гурулев в своем телеграм-канале. И там же призвал возродить Смерш на всей территории России. По его словам, в стране «с помощью спецслужб Запада зарождаются люди, которые гадят», и для этого нужен противовес.
Несмотря на то что российские спецслужбы сейчас «работают вовсю», они все равно могут что-то упустить, пояснил Гурулев. В качестве примера он привел подрыв грузового поезда с топливом в Северомуйском тоннеле БАМа в ночь на 30 ноября.
«Это хорошо, на БАМе бочки свалились, а если бы пассажирский состав шел? Что бы мы рассказывали? Отношение должно быть иное. Борьба с диверсантами и шпионами на территории всей страны необходима, ведь война аукнулась на территории всей России», — написал Гурулев.
После Сталинграда
— Смерш как новая спецслужба был создан 19 апреля 1943 года, — рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Виктор Трефилов. — Время ее появления — неслучайно.
После разгрома под Москвой, а потом под Сталинградом гитлеровцам стало ясно, что нужны новые способы борьбы, позволяющие тратить меньше ресурсов, но получать эффект. Одними из способов стали усиление разведки и организация диверсий. Набирающую мощь Красную армию решили ослабить изнутри. В открытом бою делать это получалось все хуже.
Как пояснил эксперт, Смерш был создан как военная контрразведка и разделен на три параллельные структуры. Одна курировала армию, другая — флот, третья — органы НКВД. Начальником Главного, «армейского», управления контрразведки (ГУКР) был назначен молодой генерал, любимец Сталина, Виктор Абакумов.
— Смерш выполнял сразу несколько функций. Во-первых, «следил за своими» — предотвращал дезертирство, переход на сторону врага или шпионаж в его пользу, — рассказывает Виктор Трефилов. — Во-вторых, он предотвращал диверсии на подконтрольных территориях, выявляя там шпионов врага. В-третьих, грубо говоря, снижал уровень раздолбайства — докладывал о плохо спланированных военных операциях, о поставках в войска некачественных продуктов или обмундирования, о пьянстве командиров. Иными словами, информировал руководство обо всем, что снижало боеспособность воинских частей. Крайне важно, что сотрудники Смерша, хоть и служили в самих частях, и носили их форму и знаки различия, командирам этих частей не подчинялись. Все доклады они делали только своему руководству.
Смерш был вроде бы в армии, но — вне армии. О методах его работы можно узнать из великолепного романа «Момент истины. В августе 44-го» — благо он основан на детальном изучении реальной работы Смерша.
Политолог Григорий Савельев пояснил, что эта спецслужба создавалась Сталиным не только для борьбы со шпионами.
— Сталин как опытный руководитель страховал себя от внутренних рисков. Поэтому были одновременно и НКВД, и ГРУ — Главное разведывательное управление Генштаба Советской армии, и Комитет информации при Совете министров СССР — внешняя разведка, — и Смерш. Эти службы отчасти дублировали друг друга и соревновались в добыче информации. Так, например, дело о самоубийстве Гитлера одновременно расследовали и НКВД, и Смерш. И именно это соревнование позволило выяснить, что, во-первых, Гитлер не сбежал в Аргентину, как многие думали, а во-вторых, не отравился, а застрелился из подаренного пистолета. А его жена отравилась цианидом, — рассказывает эксперт. — Сталин осознанно устраивал конкуренцию между спецслужбами, чтобы они лучше работали.
Мятеж Пригожина могли предотвратить
Военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев считает, что необходимость воссоздания Смерша ясно обозначилась летом 2023-го.
— Мятеж Пригожина вполне было можно предотвратить, — считает эксперт. — Ведь, надо думать, владелец ЧВК «Вагнер» был не сам по себе, а рассчитывал на помощь лояльно настроенных силовиков. Уровень поддержки можно предполагать из двух фактов. Первый: за несколько недель до мятежа заместителем командира «Вагнера» стал бывший замглавы Минобороны России Михаил Мизинцев. Второй: сразу после мятежа был снят с должности заместитель главнокомандующего всеми российскими силами, воюющими на Украине, Сергей Суровикин.
Я уверен, что ни Пригожин, ни «группа поддержки» не планировали военный переворот. Они, вероятно, хотели перестановок в руководстве Минобороны. Но факт остается фактом: был мятеж, погибли люди. Если бы Смерш существовал, «Вагнеру» бы просто не позволили выдвинуться из своих лагерей в Ростов-на-Дону, и уж тем более в сторону Москвы.
Андрей Земцев также считает, что Смерш необходим и для работы на присоединенных территориях.
— Уходя с них, украинцы оставили множество «спящих» ячеек потенциальных диверсантов и террористов. Они сообщают о дислокациях наших войск, наводя на них артиллерию, ракеты и беспилотники. Они убивают активистов, руководителей гражданских администраций.
ФСБ с их обнаружением физически не справляется: слишком много работы.
Нужно вернуть доверие и воспитать кадры
Кстати, генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов уточнил:
— На присоединенных территориях работают не только ФСБ, но и военная контрразведка, МВД, прокуратура, следственные органы. Но усиливать контрразведывательный режим все равно необходимо. При этом сначала нужно восстановить доверие населения.
Эксперт напомнил: когда мы осенью 2022 года ушли из Херсона и части Харьковской области, многие испугались. И теперь сотрудничать с Россией не торопятся.
— По сути повторяется ситуация, описанная в романе «Момент истины». Немцы недавно ушли, но их отряды еще шастают по территории. Русские только что пришли, все зыбко, местное население напугано. «Никого не видел, ничего не знаю, отвяжитесь» — вот такое у многих отношение, — пояснил Андрей Земцев. — И понять людей можно. Особенно если учесть, что у многих на украинской стороне родственники, которых в любой момент могут репрессировать.
Александр Михайлов считает, что нужно тем не менее выстраивать «систему взаимоотношений с гражданским обществом». Причем не только на присоединенных территориях.
— Сегодня наша правоохранительная система сама по себе, а общество — само по себе. В СССР, я напомню, КГБ работал с трудовыми коллективами на предприятиях, с отдельными гражданами, с организациями. Сейчас эту работу нужно возобновлять, — считает эксперт. — Людей необходимо инструктировать: на что обращать внимание, чтобы преступление предотвратить. А если этого не делать, то мы продолжим фиксировать теракты и диверсии, а потом искать свидетелей очередной трагедии. Но так быть не должно.
По мнению экспертов, еще одна проблема Смерша — кадры.
— Любая спецслужба состоит из людей. Большинство из них — офицеры, которых готовят пять лет. И этих пяти лет у нас нет, люди нужны сегодня, — пояснил Андрей Земцев. — Гипотетически в Смерш можно набирать военных контрразведчиков и офицеров ФСБ, но где взять свободных? Даже те, кто на пенсии, все равно зачастую служат.
Как пояснил эксперт, залог успеха всех спецслужб — агентура, негласные сотрудники — помощники и подсказчики оперативника.
— Если сотрудник Смерша начинает работать на новых территориях, то никакой агентуры у него в первые месяцы нет. Хотя бы потому, что он никого не знает и его никто не знает. Местные правоохранители делиться агентурой не станут: зачем им «светить» агентов? Да еще и перед чужой, конкурирующей с ними службой? — рассуждает Земцев. — Чисто гипотетически в Смерш можно было набирать людей из бывших силовиков Украины. Они местные, людей знают, кто и чем дышит — в курсе. Проблема в том, чем дышат они сами! Коррупция на Украине в последние десятилетия была и остается колоссальной. Там все продается и все покупается. Не зря военкомы — самые богатые в стране люди. И на кого сотрудники Смерша, набранные из местных, будут работать — большой вопрос. Я думаю, многие будут работать вообще на всех, кто платит. На наших, украинцев, американцев — кого угодно.
Не «боевики», а аналитики
Председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России», Герой России, генерал-майор Сергей Липовой считает, что основу Смерша составят «контрразведка, МВД, ФСБ, прокуратура».
— Думаю, что также будут отбирать самых подготовленных и способных офицеров из всех силовых структур, которые себя зарекомендовали. А основа Смерша будет из офицеров МВД и ФСБ, — пояснил эксперт.
Андрей Земцев считает, что все не так просто.
— Сотрудники Смерша должны соединять в себе сразу несколько качеств. Часто — взаимоисключающих. Ну, например, способность к незаметному наружному наблюдению и долгому кропотливому анализу — чтобы выяснить, скажем, источник утечки информации.
И одновременно — умение проводить силовое задержание, метко стрелять. А еще — знание тактики допроса. Ведь диверсанта мало вычислить, его еще нужно задержать живым, а потом получить информацию. Таких универсальных специалистов на самом деле очень мало. Обычно в спецслужбах — скажем, МВД и ФСБ — отдельно есть оперативники, отдельно группа захвата и отдельно следователи, которые сами или с помощью оперативников «колят» подследственных. И Смершу, я думаю, придется создавать аналогичную структуру. Это только в кино один оперативник — и умница, и мастер боевых искусств, и Шерлок Холмс с доктором Ватсоном в одном лице. На деле все не так.
В любых спецслужбах почти всегда есть переизбыток «боевиков», которым при задержании обычно достаются трупы. И очень мало оперативников, способных выявить подозреваемого и создать ситуацию, при которой он задерживается без телесных повреждений. Просто подходят люди, фиксируют локти, сажают в машину и увозят.
Александр Михайлов между тем утверждает, что официально Смерш пока не создан. Во всяком случае указа президента России о создании новой спецслужбы не появлялось.
— Внутри фронта работает военная контрразведка. Она обеспечивает безопасность войск, находящихся на новых территориях, — пояснил эксперт. — Есть также военная полиция, которая следит за порядком среди российских военнослужащих.
Политолог Сергей Марков убежден, что Смерш в том или ином виде необходим.
«На новых территориях России нужен Смерш. И чем быстрее, тем лучше. Его придется вводить. Лучше раньше, — написал он в своем телеграм-канале. — Смерш поймал от 30 до 40 тысяч фашистских шпионов и диверсантов. А сейчас время ловить бандеровских террористов».
Андрей Земцев резюмирует:
— Неважно, как новая служба будет называться или уже называется. Не так важна ее организационная структура. Важен эффект. Два подрыва Крымского моста, вторжения боевиков в Брянскую область и на Белгородчину, операция «Синица» — когда ГУР Украины организовало угон российского военного вертолета вместе с экипажем... Все эти диверсии можно было предотвратить. Так что новая спецслужба жизненно необходима. По крайней мере — на период спецоперации.
В ТЕМУ
СМЕРШ считалась элитной спецслужбой, способной, помимо рутинной работы, проводить виртуозные «внешние» операции. Одной из форм борьбы с противниками были радиоигры. С 1943 года до окончания войны один только центральный аппарат СМЕРШ и его фронтовые управления провели 186 радиоигр. Схема была такова. Сотрудники СМЕРШ захватывали диверсионную группу и начинали через нее поставлять противнику дезинформацию. Одновременно на советскую территорию выманивали кадровых сотрудников немецкой разведки и гитлеровских агентов. Всего их удалось выманить около 400. Были захвачены десятки тонн грузов: оружие, взрывчатка, оптические приборы, рации.
СПРАВКА
Смерш во времена Великой Отечественной выполнял несколько функций. Например, вел «фильтрацию» солдат, вернувшихся из плена, — выясняя, кто и как оказался в плену. Также Смерш с войсками НКВД занимался зачисткой прифронтовой полосы от немецкой агентуры и «антисоветских элементов». Смерш разыскивал, задерживал и вел следствие по делам советских граждан, воевавших на стороне Германии — например, в составе РОА — так называемой Русской освободительной армии. Также Смерш выполнял в войсках функцию тайной полиции. В каждом соединении был штатный «особист». Он следил за солдатами и офицерами, имеющими «проблемные» биографии, и — вербовал агентуру. Сотрудники Смерша имели право «в необходимых случаях» расстреливать дезертиров, членовредителей и лиц, изобличенных в совершении терактов против командно-начальствующего и политического состава армии.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук, военный эксперт:
— О создании Смерша депутат Андрей Гурулев сказал в связи с диверсией на БАМе. А по БАМу из Северной Кореи идут контейнеры с военными грузами. И именно на них идет охота. Кто взорвал — ГУР, СБУ, британская МИ6, — неясно.
Но явно иностранная спецслужба. И это в глубине России, за тысячи километров от линии фронта. Почему это произошло? А потому что некоторые наши спецслужбы, во-первых, сосредоточились на крышевании бизнеса, а не на выполнении своих прямых и непосредственных обязанностей. Во-вторых, они ошибочно решили, что поскольку бои далеко, то нас, в тылу, специальная военная операция никак не коснется.
А она коснулась. Украина и ее спонсоры взяли курс на большую серьезную войну. Они хотят, чтобы она шла везде и нигде не было тыла. От тактики диверсий они не откажутся, и государство должно быть готово их предотвращать.