В Уфе в Молодежном театре прошла премьера спектакля по сказке Пушкина

Новогодний марафон в Молодежном театре РБ им. Мустая Карима начался с премьеры волшебного спектакля "Играем Пушкина: Царевна-Лебедь". Как многие уже успели догадаться, он был поставлен по мотивам детского произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Произведению уже более ста девяноста лет, но оно до сих пор актуально и любимо.

В Уфе в Молодежном театре прошла премьера спектакля по сказке Пушкина
© Российская Газета

Александр Пушкин, находясь в ссылке в селе Михайловском, писал своему брату Льву: "Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" Интересно, что читая "детского" Пушкина, мы испытываем такие же впечатления, как и он при прочтении чужих, - восторг и восхищение! Строчки "Три девицы под окном пряли поздно вечерком…", "В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, бочка по морю плывет..." знакомы нам с раннего возраста.

- Я сторонник того, что надо ставить классику, ведь мы таким образом собираем зрителя, - рассказала народная артистка РБ, режиссер-постановщик спектакля Ольга Мусина. - Пушкина проходят в школе, поэтому и дети, и учителя заинтересованы в просмотре учебной программы. Родители тоже ведут детей на известное название. Я вижу, что ребята вместе с артистами читают текст, и им будет интересно увидеть то, что они представляли, о чем уже слышали в свое время.

В спектакле участвуют более пятнадцати актеров. Ольга Геннадьевна не вводит единого рассказчика. Текст автора разделен между всеми действующими лицами. И оттого интереснее наблюдать за прочтением, ведь каждый персонаж читает по-своему, в соответствии со своим характером и поставленной задачей. Поэтому строки "Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет" все время звучат по - разному. Благодаря такому многоголосью зритель невольно начинает искать и открывать новые смыслы.

- Два месяца мы с художниками кропотливо работали над премьерой, оттачивая каждую деталь. Я посмотрела очень много спектаклей, поставленных по этой сказке, - признается Ольга Геннадьевна. - И для меня там не хватает лирики. Поэтому у нас тема любви проходит красной линией. Во-первых, любовь царицы к Салтану, а, во-вторых, Царевны и Гвидона. Князь спасает Лебедь от смерти, и она его за это начинает благодарить. Как один добрый поступок переворачивает судьбу героя! Но так случается и в жизни. И не только хороший, но и один злой поступок может перечеркнуть все. Зрителю есть над чем подумать. Стало быть, спектакль будет интересен не только детям. Столько здесь скрыто смыслов и подтекста - не перечесть! И затронуты не только тема любви, но и предательства, одиночества и прощения.

Вся палитра чувств смешалась в этом спектакле. Но разве может быт иначе, если на сцене играют Пушкина? Наверное, нет. Ведь эта сказка напоминает многослойный пирог не только по сюжету, но и по заимствованию "заморских" мотивов.

Например, литературоведы отмечают, что прототипом царя Гвидона является князь Гвидо Лузиньян, правивший на острове Кипр в конце XII века. А история заточения князя с царицей в бочку очень напоминает миф о Данае и ее сыне Персее. Кроме того, описана легенда об идеальном острове Буяне, где люди ходят в золоте и при этом не работают.

Но и без нашего фольклора, обычаев, спектакль не обошелся. Со сцены звучало очень много русских народных песен и колыбельных. А одной из самых запоминающихся стала энергичная солдатская песня "Соловей, соловей, пташечка". Под нее некоторые ребятки пытались пуститься в пляс, однако бдительные родители строго следили за чадами.

Интересен в постановке образ царя Салтана (актер Андрей Ганичев), который не похож на деспотичного правителя. Режиссер-постановщик акцентировала внимание на его грусти и тоске, показав страдания и унылость. Он, конечно, встречает купцов с улыбкой, но мы понимаем по его скованным действиям, что он мечтает о другой встрече.

Нельзя не выделить героиню Царевну-Лебедь (Юлия Абрарова и Эвелина Завричко). Ее по замыслу Мусиной намного больше в спектакле, чем в тексте у Пушкина. Неслучайно имя этого персонажа вынесено на афишу. Именно Царевна предстает перед зрителями на возвышенном подиуме в самом начале постановки. И на протяжении всего спектакля она возникает даже в тех действиях, где ее быть не должно. И Ольга Геннадьевна так тонко ее "вплела", что она всегда оказывается к месту, вносит гармонию.

Уфимскую постановку сопровождали некоторые злоключения. На репетиции Мусина упала и повредила ногу. Ей даже пришлось перенести небольшую хирургическую операцию. В итоге несколько недель режиссер-постановщик провела в гипсе. А роль Гвидона, к слову, должен был играть актер Владислав Нурисламов. Однако за десять дней до премьеры он поскользнулся на улице и также травмировал ногу.

- Хромающим Гвидон быть не может, зато купец вполне, - делится Ольга Геннадьевна. - Поэтому Дмитрию Гусеву пришлось быстро учить огромный текст и вживаться в новый образ.

Но на этом несчастья не закончились. Заслуженная артистка РФ Людмила Воротникова сломала руку, ей наложили гипс. Тем менее она вышла на сцену и отлично отыграла роль Бабарихи.

Фото: Олеся Нематова/РГ