Исторический музей приглашает любителей гороскопов

Ну, знаете, сегодня ретроградный Меркурий, поэтому - ни слова о планах! Шутка, разумеется. Но она напоминает, что мы, как герой славного мультфильма Константина Бронзита, не можем жить без космоса. Причем очень давно. Как минимум четыре тысячи лет.

Исторический музей приглашает любителей гороскопов
© Российская Газета

Исторический музей предложил вспомнить, как все начиналось. Если не в древнем Вавилоне, то в Древней Греции. Вспомнить, как звезды, точнее созвездия, определили если не судьбу, то украшения дома, рисунок изразца на русской печи, миниатюры в древних рукописях и создание "универсальных инструментов", в которых микроскоп уживался с телескопом...

Выставка "Под знаком Зодиака. Памятники культуры с древнейших времен до наших дней из собрания ГИМ" (куратор Людмила Дементьева) придумана с изяществом и собрана как зодиакальный круг. Ее можно назвать календарной, можно звездной. Тут, как выразился один юный герой, что ни изображение, то классная гифка для вотсапа.

Выставка придумана с изяществом. Получилась наглядная схема "символической вселенной", которую человек обустроил под свои нужды

Но не гифками едиными жив человек. Хотя, согласитесь, "гифки" из знаков зодиака из "Изборника Святослава" XI века, или часослова XV века, или даже с рыцарского меча времен Священной Римской империи, где выгравированы и святцы, и весы, стрелец, лев и прочие герои звездного неба, - это очень круто.

Впрочем, замысел выставки эту неожиданную возможность отпочкования исторических образов в жизнь мобильную, кажется, не предусматривал. Идея была в другом. Посмотреть, как изучение звездного неба откликалось в мифах, а мифологические образы в свою очередь поселялись на вазах, монетах, перстнях, изразцах и календарях... И пусть, как считала графиня Хлестова, "все врут календари". Выставка не о точности предсказаний, а о круговороте звезд - на небе и образов - в повседневной жизни человека.

И если небесный круг как подспорье для математических и астрономических вычислений ввели древние вавилоняне, то круговорот образов запустили древние греки. Понятно, почему. Жизнь на островах способствует мореплаванию, а в открытом море звезды и солнце - единственные ориентиры. Поэтому греки апгрейдили вавилонский небесный круг и заселили его героями своих мифов. Можно предположить, что без всяких имперских намерений - просто запоминать созвездия легче, когда они "привязаны" к персонажам, знакомым с детства. Движение Солнца и планет в течение года назвали "зодиакальным кругом", то есть в переводе с древнегреческого - "кругом из животных".

Вообще-то, кроме животных, в созвездиях есть и Близнецы, и Весы, да и Стрельца к животным как-то обидно причислять. Но, в общем, почему-то им так было удобно. Разделили его на 12 равных частей и 30 градусов эклиптики, то есть большого круга движения Солнца в течение года. За точку отсчета взяли весеннее равноденствие. Каждый участок круга назвали по имени ближайшего созвездия.

Получилась такая наглядная схема "символической вселенной", которую человек обустроил как земной дом, под свои нужды. Жизнь шла по кругу, как солнце по небу. Вселенная получилась даже уютной, поскольку размечала пугающую неопределенность будущего верстовыми столбами созвездий. Неудивительно, что знаки Зодиака с легкой руки греков отправились в путешествие по городам и векам.

Первый зал выставки "Под знаком Зодиака" демонстрирует удивительную живучесть этого древнего "круга животных" в самых разных культурах. Хит выставки, конечно, "Изборник Святослава" XI века, где на полях нарисованы обитатели неба - от Овна до Рыб. Но с ним может поспорить и первый печатный календарь в России 1708 года. Он мог служить и настольной книгой для лекарей. Кроме изображений знаков Зодиака в разделах о временах года, календарь рекомендовал лучшие дни для кровопускания согласно лунному календарю.

Благополучно пережив Романовых, знаки Зодиака вписались и в революционный календарь. Календарь на 1924 год оставлял выбор предпочтений за покупателем: на одной его стороне был календарь революционных праздников и портреты партийных лидеров (включая Троцкого, Зиновьева, Каменева, не вычеркнутых еще из истории революции более удачливым собратом), на другой - церковные праздники. Угадайте, на чьей стороне были знаки Зодиака.

Вообще, вторжение зодиакальных созвездий в повседневную жизнь - отдельный прекрасный сюжет выставки. Вот хотя бы серебряная тетрадрахма - монета, которая чеканилась во времена правления Октавиана Августа. Казалось, бы август - месяц Льва. Но нет, на оборотной стороне - видим Козерога с рогом изобилия, а внизу латинская подпись AUGUSTUS. Так и хочется вслед за Прутковым сказать: "Не верь глазам своим". Но оказывается, что Октавиан Август был рожден под знаком Козерога. И захотел, чтобы его знак появился рядом с именем Августа.

Монеты, геммы на сердолике, настольная печать с обозначением дней недели, знаков Зодиака и монограммой ПМ из стекла можно рассмотреть получше еще и на экране, вмонтированном в витрину.

Надо сказать, что знаки Зодиака стали поводом вытащить из запасников чудесные вещи, которых, кроме хранителей, мало кто видел. Среди них, например, кольцо лучника XIV века, или очень красивый орден Золотого Руна (один из древнейших европейских орденов). Надо ли упоминать, что костяное кольцо лучника - среди раритетов, относящихся к знаку Стрельца, а орден с золотым барашком на красной ленте - в экспозиции, посвященной знаку Овна?

Среди неожиданностей - скульптурное изображение модели, созданной Серовым при работе над картиной "Похищение Европы". Серов делал небольшую скульптурную композицию с девушкой на спине быка, работая над полотном. После его смерти сделали несколько экземпляров скульптуры в бронзе. И еще через несколько лет эту скульптуру в белоснежном фарфоре выпустил Императорский фарфоровый завод. Это фарфоровое "Похищение Европы" и предстает перед зрителем в разделе о знаке Тельца.

P.S.

Но на мой вкус, самая сложная задачка, которую пришлось решать куратору, - это совмещение кругового цикла зодиакального года со "стрелой" исторического времени. Эта стрела истории связана с развитием естественных наук, астрономии, оптики, математики, без которых даже нынешний навигатор глохнет. И вот эта вторая часть встречи человека с космосом в экспозиции представлена. Причем не только "универсальным прибором" для навигации, но и часами с пороховой пушечкой.

В русских усадьбах XIX века они, похоже, пользовались успехом. Представьте, что вас созывают на обед в полдень выстрелом из пушки. Домашняя пушка работала от ... солнечных часов. Луч солнца, преломляясь через линзу, поджигал порох, пушечка стреляла. И - вуаля! - все домашние знали, что пора собираться на обед.