90 лет назад завершился Лейпцигский процесс. Кого судили за поджог Рейхстага, ставший синонимом политической провокации?

В дни 90-летия окончания Лейпцигского процесса, главными героями которого стали болгарские коммунисты во главе с Георгием Димитровым, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) открывается выставка, посвященная Коминтерну, его руководителю и суду над ним.

90 лет назад завершился Лейпцигский процесс. Кого судили за поджог Рейхстага, ставший синонимом политической провокации?
© Российская Газета

Главный корпус РГСУ расположен на улице Вильгельма Пика, названной в честь единственного в истории президента ГДР в силу того факта, что в конце 1930-х - начале 1940-х годов он работал в доме №4 на этой улице - здании Исполкома Коминтерна. Проходя по коридору пятого этажа мимо кабинета Пика, попадаешь в приемную генерального секретаря Коминтерна - Георгия Димитрова. Здесь он работал, здесь же расположена и его квартира. Для сотрудников и студентов РГСУ Георгий Димитров - не просто историческая фигура огромного масштаба, для нас он тот человек, кто вдохнул особый дух в наше здание, установил высочайшую планку масштаба свершений, которой мы должны соответствовать.

Поджог Рейхстага стал в ХХ веке понятием нарицательным, означающим явную политическую провокацию. Чтобы понять логику нацистов и оценить значение "дела Димитрова", вернемся в 1932 год: гитлеровская Национал-социалистическая немецкая рабочая партия Германии (НСДАП) в этот момент - одна из парламентских партий. Но получить абсолютное большинство в Рейхстаге ей мешали сильные фракции немецких коммунистов и социал-демократов. Несмотря на это, Гитлер в январе 1933 года становится рейхсканцлером, то есть главой правительства.

Джон Хартфилд, фотомонтаж на обложке брошюры: "На суде над поджигателями в Лейпциге - они извиваются и извиваются, называя себя немецкими судьями". (AIZ, 1933, №41) Фото: РГСУ

Предстоящие выборы в парламент, назначенные на 5 марта, могли изменить баланс сил отнюдь не в пользу нацистов, укрепив позиции коммунистов. И вот тогда, за неделю до голосования, в ночь на 27 февраля очень "удачно" вспыхнул Рейхстаг. Прибывшие на место пожарные справились с огнем за полтора часа; в самом же здании задержали невменяемого голландского коммуниста-одиночку Маринуса ван дер Люббе. В ходе тушения пожара было обнаружено 65 очагов возгорания по всему зданию, что явно указывало на согласованные действия многочисленной группы. Но для нацистов было важно выставить эту провокацию как коммунистический заговор.

В ту же ночь рейхсканцлер Гитлер объявил виновными в злодеянии немецких коммунистов, а министр без портфеля, курировавший МВД Пруссии, Герман Геринг сразу подтвердил эту версию. Немедленно начались аресты объявленных виновниками пожара политических противников нацистов, среди задержанных коммунистов был лидер парламентской фракции компартии Германии Эрнст Торглер и три болгарских коммуниста, находившихся в это время в Германии - Георгий Димитров, Васил Танев и Благой Попов.

Уже на следующий день под давлением Гитлера рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург подписал декрет "О защите народа и государства", который отменил свободу собраний, слова, печати. Коммунистическая партия Германии была запрещена. И даже в этих условиях нацисты не добились абсолютного большинства: левая Социал-демократическая и Коммунистическая партия Германии имели в новом парламенте 31% голосов.

Тогда по землям Германии прокатываются акции "народного гнева", организованные нацистами. Их итогом стало введение чрезвычайного положения, окончательно поправшего все гражданские свободы. Уже к лету в стране оставалась только одна партия - НСДАП, а 22 марта 1933 года начал свое существование печально известный концлагерь Дахау, первыми узниками которого стали вчерашние депутаты Рейхстага от левых партий.

Молодому нацистскому режиму было важно сохранить хотя бы видимость легитимности в глазах других государств. Именно с этой целью был затеян показательный Лейпцигский процесс, задача которого состояла в том, чтобы публично разоблачить и покарать якобы существовавший коммунистический заговор.

На скамье подсудимых оказались пятеро коммунистов, которые, как казалось организаторам процесса, признают наспех слепленные обвинения и подтвердят существование заговора. Но среди этих пятерых был Георгий Димитров.

Димитров, к тому времени видный деятель Коминтерна, прекрасно владел немецким и был искусным оратором. Он отказался от адвоката, заявив: "Я здесь для того, чтобы защищать коммунизм и себя самого". Поэтому, когда председатель Рейхстага, по совместительству премьер-министр Пруссии Герман Геринг был приглашен к участию в заседании в качестве ключевого свидетеля, Димитров в их словесной дуэли из обвиняемого сам стал обвинителем. "Вы боитесь моих вопросов, господин премьер-министр?" - спросил Димитров, повернувшись к Герингу.

"Каждый его вопрос - это атака, и не один из его вопросов не служит его личной защите: этот обреченный на смерть борется не за свою жизнь, он борется за высокое дело, которому подчиняет свою жизнь, за социализм, который наполняет его самосознанием, уверенностью в победе", - напишет австрийская газета "Арбейтерцейтунг".

И Геринг, вошедший в зал как главный свидетель обвинения, уверенный в себе Геринг, на глазах всей мировой прессы сорвался в истерику. Немцы даже прервали радиотрансляцию процесса - Димитров в суде разбивал в пух и прах все ложные обвинения нацистов.

"Поединок Димитрова с Герингом станет одной из страниц истории человечества. Димитров исчез во мраке камеры. Геринг с триумфом удаляется, приветствуемый рядами своих приспешников. Но победил Димитров", - скажет чехословацкий публицист Юлиус Фучик.

Случилось немыслимое - болгарские коммунисты были оправданы судом. СССР немедленно предоставил им советское гражданство, после чего все трое прибыли в нашу страну.

Георгий Димитров стал одним из лидеров международного коммунистического движения. В мае 1934 года на VII Конгрессе Коминтерна он выступает с главным в повестке докладом: о наступлении фашизма и задачах Коминтерна в борьбе за единство рабочего класса. Именно Димитров сформулирует одно из самых точных определений фашизма, которое войдет во все учебники. С 1935 года Димитров - генеральный секретарь Исполнительного комитета Коммунистического интернационала, впоследствии он стал первым руководителем Народной республики Болгария.

В наши дни можно встретить разное отношение к коммунистическим идеям. Но для всех совершенно ясно, что работавшие в нынешнем корпусе №1 РГСУ деятели Коминтерна были самыми верными, исключительно эффективными союзниками нашей страны в дни самых тяжелых испытаний в ее истории. В 1943 году Коминтерн был распущен, но уже через пару лет, после Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, в которой нашими союзниками были в первую очередь объединенные партиями, входившими в Коминтерн, сотни тысяч и миллионы антифашистов, сразу несколько стран были возглавлены теми людьми, которые собирались в кабинете Георгия Димитрова в нашем здании, возглавляя борьбу своих народов против фашизма.

Именно победа Георгия Димитрова на Лейпцигском процессе стала первым звеном цепи, последним звеном которой стал Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Мы помним Димитрова и его товарищей, гордимся тем, что мы учимся и работаем в стенах, которые помнят их шаги.