Николай Тряпкин. Последний русский поэт.
Николай Иванович Тряпкин родился 19 декабря 1918 года в деревне Саблино Зубцовского уезда тогдашней Тверской губернии. В конце этого года исполнилось 105 лет со дня его рождения. 2023 год прошел под знаком посмертного юбилея поэта. При этом, положа руку на сердце, сегодня уже немногие помнят его имя. С наследием Николая Тряпкина знакомы лишь истинные почитатели поэзии. Попробуем немного расширить информационное поле. Николай Тряпкин того, безусловно, заслуживает. Николай был сыном крестьянина, который профессионально занимался столярным делом. Когда в деревню пришла коллективизация, отец мальчика оказался под прямой угрозой раскулачивания. Спасаясь от него, семейство перебралось в Лотошино под Москву. Николай Тряпкин хотел выбрать профессию, далекую от отцовского ремесла: в 1939—1941 он учился в Московском историко-архивном институте. Но Великая Отечественная война круто изменила его жизнь – как и жизнь всех советских людей. Тряпкин не попал на фронт в силу врожденного заикания. Он был эвакуирован на Русский Север, под Сольвычегодск (Архангельская область), где работал счетоводом. Впоследствии Тряпкин говорил, что именно Русский Север сделал его поэтом. В северной деревне он стал впервые записывать в стихотворной форме свои впечатления от сельской жизни и облекать в неё же деревенские присловья, былички, всевозможный фольклор, в том числе и мистический. И эта тяга "не прошла", даже когда Тряпкин вернулся к родителям в Подмосковье (осенью 1943 года). В 1945 году Тряпкин показал свои ранние стихи Павлу Антокольскому. Несмотря на "нетипичность" тех текстов для советского поэтического языка военной и послевоенной поры (а может, и благодаря ей), Антокольский одобрил опыты молодого автора и содействовал их публикации в журнале "Октябрь". Впервые стихи Тряпкина вышли к широким читателям в 1946 году. До конца жизни Тряпкин оставался верен своему поэтическому дискурсу. В нем не было ничего от господствующей гражданственной лирики. Возможно, поэтому "классификацией" стихов Тряпкина, как явления самобытного и выделяющегося, занимались многие известные литературные персоны – такие, как критик Вадим Кожинов или поэт Юрий Кузнецов . Последний, например, так отзывался о стихах своего старшего товарища (Кузнецов был младше Тряпкина почти на 20 лет, при этом явно имел больший вес в литературных кругах): "Николай Тряпкин близок к фольклору и этнографической среде, но близок как летящая птица. Он не вязнет, а парит. Оттого в его стихах всегда возникает ощущение ликующего полёта… Бытовые подробности отзываются певучим эхом. Они дышат, как живые. Поэт владеет своим материалом таинственно, не прилагая видимых усилий, как Емеля из сказки, у которого и печь сама ходит, и топор сам рубит. Но это уже не быт, а национальная стихия. В линии Кольцов — Есенин, поэтов народного лада, Тряпкин — последний русский поэт. Трудно и даже невозможно в будущем ожидать появления поэта подобной народной стихии. Слишком замутнён и исковеркан русский язык и сильно подорваны генетические корни народа. Но если такое случится — произойдёт поистине чудо. Будем на это надеяться, а я уверен в одном: в XXI веке значение самобытного слова Николая Тряпкина будет только возрастать". Некоторые исследователи считали, что Тряпкин создал поэтическую философию "общего дела", проистекающую из нравственных исканий русского народа. Общее дело – было служение земле в прямом и переносном смыслах. Творческая биография Николая Ивановича строилась амбивалентно. Её ни в коем случае нельзя было назвать трагической, он не был непризнанным поэтом. В 1955 году Тряпкин вступил в Союз писателей СССР с 1955. В 1958 году окончил Высшие литературные курсы и получил "профессиональный статус". У него вышло в общей сложности около тридцати книг в издательствах "Молодая гвардия", "Московский рабочий", "Советская Россия", "Советский писатель" и региональных. Заглавия у сборников были характерными для "сельской" и "пейзажной" лирики: "Первая борозда", "Белая ночь", "Распевы", "Краснополье", "Песни великих дождей", "Серебряные пруды", "Гнездо моих отцов", " В гулкой лесной глубине" и др. Это не считая книг под усредненными названиями типа "Стихотворения" или "Избранное". Издание "Николай Тряпкин. Стихотворения (Поэтическая библиотечка школьника)". Фото: ay.by К слову, Николай Тряпкин активно работал и как поэт-песенник. Он не занимался этим специально, однако многие его тексты были положены на музыку, и эти песни исполняли такие звезды, как Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Марина Капуро. Пожалуй, наибольшую славу обрела песня на стихи "Летела гагара" (одноименный сборник в библиографии Тряпкина тоже есть). Наконец, о его стихах много писали, как мы уже говорили. Вместе с тем невозможно утверждать, что поэт был "обласкан" властями. Так, Тряпкин почти до конца дней своих жил в Подмосковье и лишь незадолго до смерти получил жилье в Москве. И книги его выходили в основном при жизни. Поздние годы Николая Ивановича прошли в новой России. Тогда была издана книга стихов "Разговор по душам", за которую он первым из русских поэтов получил Государственную премию России в 1992 году. Николай Тряпкин умер 20 февраля 1999 года и был погребен на кладбище "Ракитки" в Подмосковье. Последними книгами, изданными уже после ухода автора, Википедия называет сборник "Уж, видно, тот нам выпал жребий…" и "Горящий водолей", выпущенные, соответственно, в 2000 и 2003 годах. Позднейшие переиздания крайне редки… Слабо претворяется в жизнь, к сожалению, предсказание Юрия Кузнецова. Надо еще отметить, что в книгу "Горящий водолей" по чьей-то оплошности попало стихотворение Сергея Соколкина "Потому что я русский…". В 2018 году, к столетию со дня рождения Николая Тряпкина, секретарь правления Союза писателей России Алексей Полубота посвятил ему статью в "Литературной газете" "Поэт Божьей милостью". В ней отмечено, что к круглой дате был издан сборник стихов "Звёздное время" – судя по всему, первый с начала тысячелетия. Автор статьи с большой теплотой пишет и о личности, и о наследии Николая Тряпкина. В этом году Алексей Полубота на сайте СП России рассказал о мероприятиях, которые в 2023 году были предприняты в честь 105-летия Николая Тряпкина. Их организовали члены Комиссии по творческому наследию Николая Тряпкина при Союзе писателей России: сам Полубота и Евгений Богачков. В числе юбилейных акций – обновление памятного знака на малой родине поэта в Тверской области и литературные встречи в тверских городках. Памятный знак. Фото: pisateli-rossii.ru Затем, чтобы наши читатели прикоснулись к распевному, мелодичному, философскому творчеству Николая Тряпкина, публикуем два его стихотворения, созданных уже зрелым автором. Русь С одною думой непостижной Смотрю на твой спокойный лик. А. Блок Сколько прожитых снов! Сколько звёздного шума! Сколько вёсен и зим на плечах! А со мною всё та ж непостижная дума И всё те же виденья в ночах. И всё так же свеча над бессонной страницей Догорает в моей конуре… И цветёшь ты во мне луговою зарницей И цветком, что весной на дворе. И опять ухожу я к ракитам далёким И к далёким мостам полевым, Чтобы вновь прокричать журавлём одиноким Над великим простором твоим. Прокурлычу - и вновь не услышу ответа, И поникну печальным крылом. Только снова под пологом лунного света Застучишь ты в лесу топором. Узнаю тебя, Русь. И не буду в обиде, И свой подвиг свершу, как смогу. И пускай той ракитой в осенней хламиде Загрущу я в пустынном лугу. И склонюсь под железом высокою рожью, И сорокой скакну у ручья. Ты - единый мой свет на моём раздорожье И единая пристань моя. И вернусь я к своей одинокой светлице Никому не известной тропой… И летит моя дума - полночная птица, - И роняет перо над тобой. 1973 *** И великое пламя над миром прошло, А верней - пронеслось! И от прежних лесов только птичье крыло Сохранить удалось. И хранится оно в золотом терему Да под вечным стеклом. А земля запропала в кромешном дыму - И себя не найдём… 1979