История отечественных ИКТ: 120 лет Эрнсту Кренкелю
Родился 24 декабря 1903 года в Белостоке Гродненской губернии (ныне Польша), в семье инспектора коммерческого училища, статского советника. Его предки были выходцами из Германии. Учился в частной реформатской гимназии при швейцарской церкви. В 1921 году с отличием окончил годичные курсы радиотелеграфистов. Работал на Люберецкой приёмной радиостанции.
В 1924 году Эрнст Кренкель устроился радистом на первую советскую полярную обсерваторию Матшар, годом ранее построенную на северном берегу пролива Маточкин Шар (Новая Земля). В 1925 – 1926 годах служил в Красной Армии, был радистом отдельного радиотелеграфного батальона во Владимире.
«В 1927 году начался мой путь в Нижегородскую лабораторию, а затем на полярную станцию Маточкин Шар», – писал Кренкель. Нижегородскую радиолабораторию (НРЛ, 1918 – 1928) «без преувеличения можно назвать сердцем советской радиотехники». Здесь с лета 1925-го проводились эксперименты по радиосвязи на КВ на линиях Москва – Ташкент и Владивосток – Нижний Новгород, активно экспериментировали с направленными антеннами.
К моменту визита Э.Т. Кренкеля в 1927 году НРЛ уже имела в активе конструкцию КВ-радиостанции, способную выдержать зимовку в Арктике. В лаборатории была сборка, проверка, упаковка аппаратуры и отправка её в Архангельск. В этом плане можно с уверенностью утверждать, что Эрнст Кренкель не достиг бы многих своих успехов без работ М.А. Бонч-Бруевича, В.К. Лебединского и В.В. Татаринова.
Далее в биографии Кренкеля были: бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа), мыс Оловянный (Северная Земля), остров Домашний (Северная Земля). Он был участником арктических экспедиций на ледокольном пароходе «Георгий Седов» (1929), на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931), пароходах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933 – 1934).
После гибели «Челюскина» он обеспечивал радиосвязь ледового лагеря О.Ю. Шмидта с материком. Собственно, спасение всех челюскинцев зависело именно от него, радиста. И требовалось немало труда, чтобы поддерживать радиоаппаратуру в рабочем состоянии. Кренкель даже спал в обнимку с ней, согревая её теплом своего тела.
С 6 июня 1937 года по 15 марта 1938 года он был радистом первой дрейфующей станции «Северный полюс» (СП). За участие в исследованиях Северного Ледовитого океана, проведенных во время дрейфа на льдине, он получил в 1938 году степень доктора географических наук (без защиты диссертации) и был избран почётным членом Всесоюзного географического общества.
После дрейфа на станции СП Кренкель работал начальником Управления полярных станций и связи Главсевморпути. В годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника и членом коллегии Главсевморпути. Руководил эвакуацией семей полярников из Москвы и Ленинграда, участвовал в переброске Арктического института и других подразделений Главсевморпути из осаждённого Ленинграда.
С октября 1941 года, продолжал работать в Красноярске в качестве заместителя начальника Главсевморпути, руководил работой всех полярных станций СССР. Сведения о погоде, регулярно поступавшие с советских полярных станций, были единственным источником метеоданных для кораблей Северных конвоев, выполнявших доставку грузов по ленд-лизу в Архангельск и Мурманск, а также для охранявших их самолётов.
В ведении Э.Т. Кренкеля было также налаживание надёжной радиосвязи вдоль маршрута Алсиб (воздушная трасса «Аляска – Сибирь»/Alaska – Siberia от Фэрбанкса до Красноярска общей протяжённостью 6500 км, из них по территории СССР – 5000 км), по которому в 1942 – 1945 годах перегоняли из США в СССР американские самолёты, поставляемые по ленд-лизу.
После войны Э.Т. Кренкель продолжал работать в Главсевморпути. В 1946 году, когда был снят вызванный войной запрет на любительскую радиосвязь, он первым в СССР получил лицензию на личную радиостанцию.
По данным «Википедии», весной 1948 года, в ходе кампании борьбы с «космополитизмом», Кренкель был неожиданно освобождён от должности начальника Управления полярных станций и ему было запрещено выезжать на зимовки в Арктику. Он был отстранён даже от общественного поста председателя Совета Центрального радиоклуба СССР.
С этого же времени и по 1956 год был лишён разрешения на работу в радиолюбительском эфире. Он был обвинён «в связях с заграницей». Оставшись без работы, в течение полугода по нескольку раз в неделю выступал в различных организации Москвы и Московской области с оплачиваемыми лекциями, организуемыми Обществом по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»).
Вместе с тем, с 1948 по 1951 год он возглавлял Московский радиозавод «Волна», выпускавшего в ту пору телефонные коммутаторы, танковые и самолетные переговорные устройства, таксофоны.
С 1951 года Кренкель работал начальником лаборатории автоматических радиометеорологических станций НИИ гидрометеорологического приборостроения Главного управления гидрометеорологической службы СССР. В этот период создание автоматических метеостанций, размещаемых в труднодоступных районах, позволило значительно сгустить сеть наблюдений за погодой.
С ноября 1968 года по март 1969 года Кренкель был начальником рейса научно-исследовательского судна ГУГМС «Профессор Зубов» из Ленинграда в Антарктику. Судно доставило участников 14-й Советской антарктической экспедиции на полярные станции «Мирный» и «Беллинсгаузен» и забрало зимовщиков предыдущей экспедиции. В 1969 году, после возвращения из антарктического рейса, был назначен директором института гидрометеорологического приборостроения.
Большую работу в институте он совмещал с огромной общественной деятельностью: в течение многих лет до конца жизни был председателем Федерации радиоспорта СССР и бессменным председателем Всесоюзного филателистического общества.
Подробнее с материалами о жизни и деятельности инженеров и ученых сферы ИКТ можно познакомиться на сайте Виртуального компьютерного музея.