Войти в почту

Светлана Соколова: В Калининградском зоопарке уже никогда не будет сивучей

После смерти сивуча Кима в Калининградском зоопарке поделились планами: из животного могут сделать музейный экспонат. Новость вызвала неоднозначную реакцию в соцсетях. Почему таксидермия – это хорошо, мог ли Ким стать таким же долгожителем в природе и будет ли у нас новый сивуч, «Клопс» рассказала директор зоопарка Светлана Соколова.

Светлана Соколова: В Калининградском зоопарке уже никогда не будет сивучей
© Клопс.Ru

— Меня удивило, что Киму было целых 33 года: в дикой природе сивучи живут до 20 лет. Как обеспечить такое долголетие в неволе? И мог ли Ким столько же прожить в природе?

— В природе стареющее и слабеющее животное не может добывать себе пищу так активно, как молодое и здоровое, вероятность удачной охоты становится меньше, и животное может умереть от голода либо стать жертвой других хищников.

Что касается неволи, то здесь ровно наоборот. Стареющим животным добавляются дополнительные витаминно-минеральные комплексы или их переводят на специальную диету для возрастных животных. Если появляются какие-то заболевания, то их тут же лечат. В общем, всё как у людей: продолжительность жизни сейчас намного выше, чем в те времена, когда не было квалифицированной медицинской помощи.

— Зоопарк сообщил, что из сивуча могут сделать экспонат в Музее Мирового океана. В ответ комментаторы негодовали: «Чучело — это прошлый век. И детям, и взрослым будет больно на него смотреть», «Не надо делать из него чучело, оставьте его в покое». Как вы думаете, почему люди так негативно отреагировали на новость?

— Мне кажется, самое лучшее — это сходить в Музей Мирового океана, где открылась прекрасная выставка «Чучело из шкафа». В этой экспозиции представлены скелеты животных, в том числе редчайших. Лишь благодаря таким останкам люди могут знать, как выглядело то или иное животное, которое, например, исчезло с лица земли. Сивучам, я надеюсь, это не грозит: популяция достаточно стабильна. Хотя… ничего нельзя говорить наверняка. Известны случаи, когда многотысячные группы животных, например, лошадь Пржевальского, буквально в течение 5-7 лет стирались с лица земли в силу каких-то негативных факторов, сошедшихся в одно время в одном месте.

Если учесть, что сивуч Ким прожил, прямо скажем, аномально долгую жизнь, изучение его останков может послужить и науке. Для чего могут понадобиться эти данные? В том числе и для лечения животных в зоопарках, которые точно так же стареют и болеют. Изучение останков всегда может помочь получить ответы на вопросы «что происходит?», «что мы можем с этим сделать?».

Вообще, слово «чучело» мне очень не нравится. Оно имеет очень негативную окраску. В данном случае мы говорим об изготовлении музейного экспоната. Сохранение животного в музее, на мой взгляд, это продление жизни после его смерти, это ценность рассказа о нём после смерти. Всё это более чем весомые доводы для того, чтобы сохранить это животное для людей, которые будут жить после нас и после его смерти.

— Посетителям зоопарка очень нравился Ким. Будут ли ещё сивучи?

— В Калининградском зоопарке уже никогда не будет сивуча, потому что у нас очень маленький вольер. Сейчас изменились требования к содержанию всех животным. Морским млекопитающим нужны большие объёмы. Сивуч доживал свою жизнь в этом вольере, потому что другой мы предложить не могли.

Объект «Ластоногие» устарел уже морально и физически. Была разработана проектно-сметная документация на его кардинальную реконструкцию, с углублением и объединением бассейнов, с подводным обзором и так далее, однако, к сожалению, этот проект уже несколько лет не может получить финансирования. Заводить в плохие условия новое крупное животное, тем более, которое живет в природе группами, мы не планируем. Это было бы абсолютно неправильно и противоречит природоохранным функциям зоопарка.

— Кто прожил так же долго, как и Ким в нашем зоопарке?

— Очень многие виды животных переживают свой естественный срок жизни в зоопарках —по тем же самым причинам, что и Ким: надлежащий уход, качественное кормление, своевременное лечение, профилактика заболеваний. Когда говорят, что животным в зоопарках плохо и всех нужно выпустить на свободу, где они проживут свободную и счастливую жизнь, то это полный бред. Абсолютное большинство животных в зоопарках рождены в зоопарках! Они не знают другой жизни. Они не умеют добывать себе еду и не умеют спасаться от хищников. Без специальных программ подготовки к жизни в естественных местах обитания они просто не выживут, да и программы можно применять далеко не ко всем видам. Выпустить животных из зоопарков в природу значит обречь их на медленную и мучительную гибель от голода или быструю — от хищников.

В природе очень невысокий процент выживаемости. Детёныши многих животных просто не доживают до взрослого возраста. Смертность может быть тридцать процентов, сорок процентов, пятьдесят процентов и даже больше. Точно так же очень высокая смертность во взрослом состоянии. Это не только хищники, не только травмы. Болезни, паразиты — всё это может стать причиной гибели животных.

В зоопарках эти риски сведены к минимуму. Ветеринарная медицина направлена, в первую очередь, на профилактику заболеваний. У нас есть медведи, которым уже за тридцать лет, а в природе они живут лет двадцать — двадцать пять.

— А что нужно для того, чтобы каждому обитателю зоопарка было комфортно?

— Это очень хороший вопрос. Сейчас наука по содержанию животных базируется на принципе пяти свобод животного. Эта концепция возникла в семидесятые годы прошлого века в Великобритании, когда оценивалось качество жизни сельскохозяйственных животных, а теперь стала базой оценки благополучия всех животных, содержащихся в условиях неволи.

Итак, что же такое пять свобод животных?

Первая — свобода от голода и жажды. Животное должно получать качественные и сбалансированные корма. Кто ест листву с веток, например, как жирафы, должны получать ветки с листвой. Если кто-то ест траву, значит, должен получать траву. Если кто-то ест рыбу, значит, должен получать рыбу.

Свобода от стресса и страха. Животное не должно испытывать страх. Самый яркий пример в преддверии Нового года — это хлопушки и петарды. Владельцы домашних животных знают, насколько негативно сказывается это на их питомцах. Перед новогодними праздниками всегда просим не запускать подобное рядом.

Свобода от боли и страдания. Животные должны своевременно получать ветеринарную помощь, а мы должны делать всё возможное, чтобы не допустить физических страданий наших подопечных.

Свобода проявлять естественное поведение: если животное копает, то у него должен быть натуральный грунт, если плавает, то у него должна быть возможность плавать, и так далее.

И, наконец, свобода от дискомфорта. Если вам не нравится чьё-то повышенное внимание, вы можете уйти в сторону, исключить общение с этим человеком. Так и у наших животных должна быть свобода выбора — где находиться, с кем рядом находиться и так далее. Например, должна быть возможность укрыться от любопытных взглядов. Если животные содержатся группой, то должна быть большая площадь, чтобы уйти, если возник конфликт. Если пошёл дождь, то у животного должна быть возможность уйти под навес, спрятаться в помещении. Холод, жара — то же самое.

Хочу добавить, что сейчас к этим пяти базовым принципам содержания животным, добавляется новый аспект — это психологическое здоровье животных. Когда мы обеспечиваем условия для физического здоровья, это ещё не всё. В природе животные постоянно чем-то заняты, жизнь насыщена. В зоопарке такой насыщенной жизни нет. Пространство ограничено, еду добывать не надо, от хищников спасаться не нужно.

И сейчас современные зоопарки всё больше внимание уделяют разнообразию жизни животных. Даже существует такое направление работы, называется «обогащение животных в зоопарках». Если вы видите странные предметы: дорожные конусы, колеса, шины, качели, бочки — это всё направлено на разнообразие жизни. Если животное должно грызть, рвать, ломать, крушить, то мы даем им такую возможность. Придумываются самые разнообразные способы, чтобы ему не было скучно. Я считаю, что зоопарки должны уделять внимание психологическому здоровью не меньше, чем физическому.

— Совсем скоро Новый год. Можете поделиться планами на 2024-й?

— У нас были глобальные планы. Мы планировали построить новый медвежатник, достаточно дорогостоящий, реконструировать существующий террариум. Но, к сожалению, финансированием эти объекты не обеспечены. Поэтому будем за счёт заработанных денег, за счёт того, что посетители приходят к нам, улучшать условия жизни животных без каких-то глобальных ремонтов и реконструкций. Если сможем заработать достаточно средств, возможно, построим и парочку новых небольших, но важных для нас объектов. Например, в планах строительство нового павильона для фламинго. Если у нас получится это осуществить, то увеличим группу фламинго и сможем рассчитывать на размножение этих птиц, потому что в существующих условиях это невозможно.

Планируем спроектировать и построить бассейны для животных в комплексе «Деревня». Там живут тапиры и муравьеды, которые очень любят воду и купаться. Сейчас этих бассейнов нет. Заканчиваем ремонт вольера полярной совы, комплекса для хищной птицы «Орлятник». В апреле откроем, наконец, новый вольер для сурикатов, деньги на строительство которого мы собрали в том числе и благодаря пожертвованиям наших посетителей — за что им огромное директорское и человеческое спасибо!

Сейчас мы концентрируемся не на количестве животных и не на привозе новых (потому что их просто некуда везти, сначала нужно построить новые современные вольеры), а на улучшении жизни существующих видов животных. Не количество животных определяет качество зоопарка, а то, в каких условиях они живут. Посетители не должны жалеть животных, они должны удивляться и восхищаться. А мы должны делать всё возможное, чтобы нашим животным было у нас хорошо.

К сожалению, природные места обитания сжимаются, как шагреневая кожа: тропические леса вырубаются под пальмовые плантации; вековые льды — места обитания многих северных животных — тают из-за глобального потепления. И если мы не подумаем о резервных популяциях в условиях неволи, то может произойти так, что какие-то виды животных просто исчезнут с лица земли раньше, чем человек научится жить в гармонии с природой.

Калининградцев попросили не запускать салюты возле зоопарка, потому что они пугают животных, в том числе краснокнижных.