Как католики и протестанты Нижнего Новгорода встретили Рождество

25 декабря католики, протестанты, а также некоторые православные, следующие григорианскому календарю, отметили Рождество Христово. Обычному русскому человеку, даже несмотря на обилие западных атрибутов в пору зимних праздников, всё-таки ближе другая дата — 7 января. Но мы решили, что торжества у представителей разных конфессий в Нижнем Новгороде заслуживают внимания, и отправились к ним — слушать орган, петь хоралы и зажигать свечи. Но прежде чем мы расскажем, чем примечательно Рождество у каждого из религиозных течений, давайте проведём короткий ликбез и вспомним главное обо всех, кого мы упомянем в нашей статье. 

Как католики и протестанты Нижнего Новгорода встретили Рождество
© В городе N

Кто есть кто 

Католики — это христиане, признающие власть Папы римского, который считается непогрешимым (не путать с безгрешностью). До XI века православные и католики составляли одну церковь, но потом целый ряд факторов привёл их к разделению, причем одним из наиболее значимых стал спор о Троице. В отличие от православия, католицизм имеет такое понятие как «чистилище» — состояние, в котором души умерших могут очиститься от грехов перед тем, как попасть в рай. Также в католичестве особого почитания удостоена Дева Мария, которая признаётся избавленной от первородного греха (не путать с концепцией о непорочном зачатии Иисуса Христа). Различаются у двух направлений христианства и методы крещения — если в православии важно погрузиться в воду, то в католичестве крестят обливанием водой. Весь спектр различий между течениями весьма обширен и не уместится в одном абзаце. 

Протестанты — это представители одного из трёх основных, наряду с католиками и православными, направлений христианства. Происхождение протестантизма связано с масштабным антикатолическим движением XVI — начала XVII века в Европе, получившим название Реформация. Важно понимать, что слово «протест» тут не причём — термин «протестантизм» произошел от латинского «protestatio», то есть «заверяющий, провозглашающий». Большинством протестантов признаются только два таинства — крещение и причастие. 

В протестантизме есть много течений и принадлежащих к ним деноминаций, зачастую непохожих друг на друга укладом и атрибутикой. Так, к протестантам принято относить кальвинистов и амишей, адвентистов и квакеров и так далее. 

Лютеране — это представители одного из самых старых протестантских движений. Ключевой фигурой для них, как и для значительной части протестантов, является немецкий богослов и переводчик Библии на немецкий язык Мартин Лютер. Именно он, будучи монахом-августинцем, обнародовал свои тезисы и выступил с критикой католических священников. Лютеране категорически отрицают монашество, а также иначе относятся к посту — для них он не имеет ценности как форма аскетизма. 

Баптисты — это тоже протестанты. Для приверженцев этого достаточно крупного течения характерно учение о добровольности и сознательности при крещении. Оно, кстати, совершается у них посредством однократного погружения в воду. Детей баптисты не крестят. Также они выступают за независимость каждой поместной церкви, в том числе и от светской власти. Она, по их мнению, нужна для регулирования временных земных явлений, а не вечных.

Пятидесятники — также представители протестантизма. Это течение возникло в самом начале XX века в США. Несмотря на предубеждения о том, что они являются сектой, с точки зрения закона в России пятидесятники — это именно Церковь христиан веры евангельской. Как и баптисты, они проводят богослужения вполне законно. 

Джаз в «Посольстве Иисуса»

В этом году Сочельник в Церкви христиан евангельской веры (пятидесятников) проходил 24 декабря в Библейском центре «Посольство Иисуса». Днем прихожане собирались на праздничную проповедь, а уже вечером в зале прошёл джазовый концерт. Гостей было много, ведь обычно на праздники приходят сами верующие, их друзья и родственники. В зале присутствует много детей, атмосфера вполне тёплая и праздничная.

Который год звёздами сцены в «Посольстве Иисуса» становится джаз-ансамбль, творческий коллектив БИГ-БЭНД под управлением Михаила Петропавловского. Оркестр, состоящий из духовых, ударных, струнных и клавишных инструментов, буквально зарядил добром и ощущением праздника гостей вечера.

Джазбэнд сыграл композиции известных американских исполнителей, также со сцены прозвучала написанная американской певицей Мэрайей Кэри «All I want for Christmas is you». 

В гостях у католиков на Студеной

Вечером того же дня Рождественская литургия прошла в Римско-католическом приходе Успения Пресвятой Девы Марии на Студёной улице. Встретить католическое Рождество пришли не только верующие, но и те, кто решил познакомиться с этим праздником впервые. Постепенно все скамьи оказались заняты, мест не осталось, и некоторые слушали богослужение стоя. 

Литургия началась при выключенном свете и потушенных свечах, что создало особую атмосферу в помещении. Свет включается только тогда, когда произойдёт символическое рождение Иисуса и его положат в ясли. На этот раз младенца изображала кукла, однако иногда самая важная роль отводится настоящему ребёнку. Согласно преданию, Христос родился в Вифлееме, куда Мария и Иосиф прибыли во время переписи населения. Им не нашлось места в гостинице, чтобы переночевать, и они вынуждены были остановиться в пещере, служащей загоном для скота. Именно там родился Христос, и как раз об этих событиях идет речь в торжественной мессе.

После этого пастор обратился с торжественным словом к прихожанам и гостям. Также во время богослужения, которое длилось до полуночи, верующие молились и пели рождественские песни. К исполнению хоралов мог присоединиться любой желающий, песенники выдавались на входе. А вот причаститься могли только те прихожане, которые «подружились с Богом» в канун Рождества.

Прикоснуться к атмосфере католического Рождества рядовые нижегородцы могли и 25 декабря. В этот день в Студёном квартале прошёл Праздник света и обыкновенных чудес, и центром притяжения стал именно католический приход. Там состоялся органный концерт, а также выступил с приветственным словом настоятель храма отец Георгий. 

После этого гости могли послушать рождественский хор под открытым небом. Особую магию создавали свечи, которые держали в руках зрители. Также собравшихся угощали чаем и катали на финских санках. 

Как рассказала заместитель руководителя «Заповедных кварталов» в Нижнем Новгороде Вера Шеина, подобное мероприятие в этой локации проводится второй год подряд. Несмотря на то, что на этот раз событие пытались сделать уютным и почти «камерным», в общей сложности гостей будет больше, чем годом ранее. 

Если в прошлом году праздник посетили 300-400 человек, то на этот раз мы ожидаем не менее 500. Это с учётом того, что параллельно у нас проходят экскурсии. То есть, люди находятся не только в саду около храма, но и гуляют по всему кварталу, — сказала Вера Шеина.

Праздник в церкви на Полтавке

В Нижегородской центральной церкви евангельских христиан-баптистов рождественское служение состоялось вечером 25 декабря. Несмотря на то, что это был рабочий день, в храме собралось более 50 прихожан. Однако по словам пастора церкви и регента хора Михаила Солдатова, обычно на службу приезжают 250-300 человек. 

Рождество — это всемирный праздник радости и добра, самая знаменательная дата для всего человечества, потому что благодать явилась на Землю. Каждый год мы отмечаем его. Среди наших прихожан есть и семьи с детьми, и молодежь, которая по-разному относится к этому. Для нас Рождество — это не ёлка и нарядные гирлянды, а явление в мир Спасителя, день рождения Иисуса Христа, и оно должно быть в душе, — рассказал ИА «В городе N» Михаил Солдатов.

По его словам, подготовка к Рождеству начинается заблаговременно. Репетиции хора стартовали два с половиной месяца назад. Прихожане украсили храм к празднику, нарядили ёлку, установили фотозону с нотами христианского рождественского гимна «Тихая ночь». Эта песня очень популярна во всём мире, переведена на несколько языков, а в России многие слышали её в исполнении Фрэнка Синатры («Silent Night»). 

В рождественский вечер в церкви пел мужской хор, прихожане слушали тексты священного писания. Как пояснил Михаил Солдатов, обычно по праздникам в храме звучит электронный орган, на котором играют профессиональные музыканты. Однако в этот день инструмент был неисправен, и хор выступал под аккомпанемент старинного рояля. 

Ещё одной рождественской традицией для евангельских христиан-баптистов является обмен подарками. Обычно это сладости. Каждый год прихожане церкви также готовят спектакли для детей. Постановку о рождении Христа юные нижегородцы увидят 6 января. Все роли исполнят сами прихожане, костюмы тоже сшиты их руками. 

В мероприятиях рождественской недели у нас участвуют и дети. Они рассказывают о рождении Христа, поют, читают стихи. Мы воспринимаем это как служение. Рождество мы празднуем не только 25 декабря, но и всю неделю. Для нас, как и для католиков, православных, пятидесятников и других верующих людей, самое главное, что все настроены на хвалу Богу, — добавил пастор.

Сами прихожане признались, что для них Рождество — это возможность собраться вместе, почувствовать единство душ и обменяться подарками.

Церковь — это единственное место, где в полной мере можно прочувствовать значение и важность Рождества. Это даже более семейный праздник, чем Новый год. Мы все здесь в одной идее, в одной радости и в одной любви. Праздник возвращает нас в тот покой, где мы можем общаться друг с другом в уютной обстановке, славить и благодарить Бога. Несмотря на то, что вокруг столько тревоги и неуверенности, мир и радость наполняют наши сердца. Благодаря этим ежегодным рождественским праздникам мы будто возвращаемся к тому дню, когда впервые встретились с Богом, — поделилась с ИА «В городе N» Марина Бойченко, которая является прихожанкой церкви более 20 лет.

 А как в других городах?  

Католические и протестантские приходы в Нижегородской области достаточно компактные, поэтому даже в Нижнем Новгороде практически невозможно увидеть празднование Рождества западной традиции во всей его красе. Чтобы показать вам, как это происходит в крупных приходах, мы посетили вечернее богослужение сочельника в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла в Москве. 

Вечером 24 декабря собор был переполнен — все места на скамьях оказались заняты, и многим прихожанам и гостям храма пришлось стоять или подниматься на балкон. На входе каждому выдавался короткий сборник хоралов, которые исполняются в Сочельник. При этом там поясняется, какие слова произносит пастор, а какие — община. Начинается служба со вступительного псалма 95. На балконе собора с противоположной от алтаря стороны размещается хор, чуть выше — орган.

Особая роль в этот вечер отводится детям до 12 лет. Их приглашают в алтарную часть собора, где служитель церкви объясняет ребятам, что все люди были когда-то такими же маленькими беззащитными, как младенец Иисус. Именно дети под руководством пастора зажигают свечи на адвентском венке. Эту традицию в 1839 году заложил немецкий богослов Иоганн Хинрих Вихерн, который впервые смастерил праздничный венок из старого колеса от телеги. Свечи на нём он зажигал вместе с детьми из бедных семей, которых взял на своё попечение. Можно сказать, что это и был первый адвент-календарь в мире. 

В конце богослужения Сочельника свет в храме гаснет, а собравшиеся зажигают свечи и вместе поют ставшую традиционной и для Евангелическо-Лютеранской церкви песню «Тихая ночь». И это тот самый гимн, который объединяет христиан, несмотря на внутренние и внешние различия между течениями. 

Авторы: Марина Круглова, Надя Кей, Анастасия Гореловская