Кто такая и откуда взялась Снегурочка: история происхождения внучки Деда Мороза

Новый год — праздник, который невозможно представить без главных сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки. И если про главного волшебника, у которого много собратьев в традициях других народов, все примерно понятно, о происхождении Снегурочки возникает много вопросов. Кто она такая? Откуда появилась? Как сформировался современный образ? Кем приходится Деду Морозу? Почему они живут в разных городах? Читайте в материале «Ленты.ру».

Кто такая и откуда взялась Снегурочка: история происхождения внучки Деда Мороза
© Lenta.ru

Кто такая Снегурочка

Как получилось, что Дед Мороз и Снегурочка стали главными сказочными персонажами Нового года? Как говорит в беседе с «Лентой.ру» культуролог и культурный аналитик Анна Осадчая, тому есть несколько объяснений. Во-первых, это герои русской сказки «Морозко», до сих пор популярной в России фольклорной истории. Впрочем, девочка из снега встречается и во многих других русских сказках, стихах, пьесах и песнях.

Снегурочка выступает как воплощение красоты и чистоты зимы, а также символизирует пробуждение жизни в холодные зимние месяцы Анна Осадчая культуролог и культурный аналитик

Во-вторых, на зимних праздниках в преддверии Нового года Деду Морозу нужна помощница и напарница: вдвоем проще проводить детские мероприятия, организовать активности, устраивать конкурсы. Чтобы снизить градус смущения и стеснительности у детей, Снегурочка часто выступает как посредник между главным магом и маленькими зрителями.

Происхождение образа

Как объясняет «Ленте.ру» филолог, культуролог и кандидат филологических наук Татьяна Воронцова, верования славян и их сказки были весьма своеобразными.

В древней славянской традиции Дед Мороз был темным языческим божеством — духом холода, связанным с мертвыми предками. Никаких подарков он, разумеется, не приносил Татьяна Воронцова филолог, культуролог и кандидат филологических наук

Напротив, подарки приносили Деду Морозу, чтобы умилостивить его и остаться живыми — ведь зимой легко замерзнуть до смерти. Ни детей, ни внуков у этого страшного духа тоже не было. Поэтому современные образы Деда Мороза и Снегурочки и мифы славян мало соотносятся друг с другом.

Татьяна Воронцова напоминает, что среди русских народных сказок, вошедших в знаменитый сборник фольклориста Александра Афанасьева, его главное фундаментальное исследование славянской мифологии «Поэтические воззрения славян на природу», есть сказка про Снегурушку.

Это маленькая девочка в виде ожившей снежной фигуры, которую слепили себе одинокие старик и старуха. Весной героиня сказки тает, прыгнув вслед за людьми через костер, зажженный в честь солнца, а старик со старухой опять остаются одни. Кроме того, Снегурочка упоминается в песнях-колядках.

Позже, в XIX веке, драматург Александр Островский под влиянием собранных Афанасьевым сказок и песен написал пьесу «Снегурочка». Как говорит Татьяна Воронцова, поначалу эта пьеса-сказка вызвала недоумение у россиян, но когда композитор Николай Римский-Корсаков, взяв ее за основу, написал одноименную оперу, произведение имело грандиозный успех.

У Островского Дед Мороз и Снегурочка — это отец и дочь. Ее мать — Весна. Снегурочка приходит в мир людей, влюбляется в пастуха Леля, который красиво играет на свирели. Тем самым она обрекает себя на гибель, ибо любовь зажигает сердце Татьяна Воронцова филолог, культуролог и кандидат филологических наук

Это произведение во многом объясняет происхождение и современный образ той Снегурочки, какую мы знаем. Именно на театральной сцене Снегурочка — изначально маленькая девочка из снега, вероятно, похожая на колобок, — превратилась в красивую девушку с длинными белыми волосами и голубыми глазами, символ чистоты и невинности.

Неслучайно терем Снегурочки — ее современную резиденции — решили устроить в Костроме, городе, который часто называют малой родиной Островского. В Костромской области, имении Щелыково, знаменитый драматург написал два десятка произведений, и в том числе «Снегурочку».

Снегурочка в СССР

Образы Деда Мороза и Снегурочки продолжили развиваться и в XX веке: большую роль в становлении внешнего облика и имиджа сказочных героев сыграли педагоги, которые занимались сценариями для новогодних елок.

Еще до революции 1917 года фигурки Снегурочки вешали на елки. На костюмированные праздники девочки часто выбирали себе образы Снежинок. На любительских сценах ставились отрывки из сказок и фрагменты пьесы Островского. В театрах была популярна опера Римского-Корсакова.

В конце 1935 года советская власть открыто призвала граждан отмечать новый пролетарский праздник — Новый год. После официального разрешения празднования Нового года Дед Мороз и Снегурочка стали главными героями книг, написанных как инструкции по организации новогодних елок.

Именно в этот период Снегурочка становится полноценным персонажем наравне с Дедом Морозом. В сценариях Снегурочка — внучка главного героя Нового года, его помощник, а также посредник в общении между могущественным магом Дедом Морозом и детворой. А в начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые «вышли в свет»: они явились на елку в Московский Дом Союзов, которая тогда считалась главной елкой в СССР.

В военное время для Снегурочки наступил период забвения, а вновь про нее вспомнили уже в 1950-е годы XX века. Благодаря таким детским классикам, как Лев Кассиль и Сергей Михалков, писавшим сценарии для кремлевских елок, этот образ постоянной спутницы Деда Мороза получил новую жизнь.

Дед Мороз и Снегурочка во второй половине XX века становятся главными героями новогодних торжеств: как во всех детских учреждениях, так и в обычных советских семьях. В преддверии зимних праздников эту роль нередко примеряли на себя студентки театральных вузов. Впрочем, советские граждане часто справлялись и своими силами, без привлечения актеров: роль помощницы Деда Мороза играли светловолосые старшеклассницы в школах и молодые мамы-блондинки в детских садах.

Современная роль Снегурочки

«Вместе с Дедом Морозом Снегурочка посещает детей, раздает подарки и исполняет их желания. Порой на новогодних утренниках и праздничных мероприятиях Снегурочка выступает и в роли центрального персонажа, и главного аниматора», — поясняет культуролог Анна Осадчая. К примеру, Снегурочка позирует для совместных фотографий, играет с детьми, поет и танцует.

Этот образ также часто используется в декорациях, на открытках и в других атрибутах новогоднего праздника.

Кроме того, в некоторых регионах России именно Снегурочка символизирует все зимние радости, выступает как популяризатор сезонных забав, участвует в специальных новогодних парадах и фестивалях.

Терем Снегурочки, ее официальная резиденция, находится в Костроме. Ее можно проведать с экскурсией, а можно писать письма, их следует отправлять по адресу: 156000, город Кострома, улица Лагерная, дом № 38

Терем Снегурочки появился в Костроме в 2008 году, и вот уже 15 лет она принимает в нем гостей, приглашает в ледяной бар пить коктейли и даже летом организует видеоконференцию с Дедом Морозом. А 14 лет назад, 4 апреля 2009 года, в России впервые отметили День рождения Снегурочки.

Еще один терем Снегурочки — двухэтажный дом в «луковичном» стиле, проект для которого разработали костромские архитекторы, — есть и в Москве. Он находится в столичном парке «Кузьминки», где в 2006 году открылась новая резиденция Деда Мороза.

Снегурочка за пределами России

Как отмечает Анна Осадчая, сегодня образ Снегурочки продолжает вдохновлять и настраивать на новогоднее настроение людей не только в России, но и по всему миру. «Несмотря на то, что Снегурочка — чисто русский персонаж, она иногда появляется и в иностранных фильмах или адаптациях, как символ зимы и праздника. Она может выступить как помощник Санта-Клауса или другого волшебника, а ее задача состоит в том, чтобы поддержать радостное настроение и принести подарки детям во время рождественских праздников», — рассказывает собеседница «Ленты.ру».