Директор Кунсткамеры  рассказал о новом здании музея

Официально датой основания первого в нашей стране музея считается 1714 год. Обустройством русского "кабинета редкостей" (нем. Kunstkammer - комната искусства) Петр Первый занялся, вернувшись из путешествий по Европе. В следующем году Кунсткамере - ныне Музею антропологии и этнографии имени Петра Великого - исполнится 310 лет. Подарок к юбилею уже почти готов - новое здание, научно-хранительский корпус на Заповедной улице в Шувалово. Мы пригласили директора Кунсткамеры, доктора исторических наук Андрея Головнёва на "деловой завтрак" в петербургскую редакцию "РГ", чтобы поговорить о будущем новоселье. А получилось - о будущем России.

Директор Кунсткамеры  рассказал о новом здании музея
© Российская Газета

Андрей Владимирович, как продвигается строительство?

Андрей Головнёв: Работы идут, в соответствии со строительным планом объект должен быть готов в конце следующего года.

Однако его приемка и затем переезд будут очень длительным процессом. И не только потому, что "один переезд равен двум пожарам", но и потому, что нам предстоит переместить очень много вещей. Сейчас переезд мыслится как многоходовая комбинация, потому что нужно не просто упаковать и перевезти, но и необходимо заранее продумать и подготовить расположение всех предметов - по материалам, по датам, по регионам, по народам, в открытом или закрытом хранении...

Параллельно мы обновляем залы в историческом здании Кунсткамеры. Уже открыты три новые экспозиции, важнейшая из которых "Многонародная Россия". Наш музей начинался прежде всего как собрание знаний о Российской империи, так что Кунсткамера - это летопись самопознания России, не больше и не меньше.

В XVIII веке после петровских экспедиций и походов времен Анны Иоанновны (только за поддержку десятилетней Великой Северной экспедиции она заслуживает места в пантеоне) Россия заинтересовалась собой и узнала себя как страна, обильная народами. Во Второй Камчатской экспедиции, как ее еще называют, погиб капитан-командор Витус Беринг, да и вообще народу полегло как на войне, но исследователи дошли до северного и восточного пределов нашей страны, описали их, привезли огромные знания, множество костюмов, карт, рисунков. На этой основе родилась наука о народах, народоведение - самая российская из всех наук. Сегодня мы называем ее этнографией.

А при дворе тогда даже сложилась светская мода на народы. На этнику, как сказали бы сейчас.

В чем это выражалось?

Андрей Головнёв: Вспомним царские потехи - они в первую очередь связаны с тем, что живо интересует правителей. В феврале 1840 года по приказу Анны Иоанновны Академия наук занималась очень важным делом - готовила потешную Ледяную свадьбу. И организовать ее полагалось с участием всех народов империи. С каждой губернии "благообразных мужчин и женщин подавайте сюда, да в своих костюмах со своею музыкой, со своим пением, со своею едою - чего едят, и со своим скотом, на котором ездят". От слонов и верблюдов до собак и оленей.

Для жениха и невесты на берегу Невы, напротив Кунсткамеры, был построен Ледяной дом. В пару подобрали русского князя Михаила Голицына, впавшего в немилость из-за того, что принял католичество, и загремевшего в шуты. Прозвище у него было Самоедский хан - уже шутка на этническую тему. А его невестой стала калмычка, служанка Анны Иоанновны Авдотья Буженинова, которую прозывали Дочерью мордовской ханши. Двор все это развлекало. Так, шутка за шуткой складывалась серьезная мода на народы и многонародность.

Представьте: жених и невеста ехали на слоне. А за ними - парад народов: 150 пар. В новой экспозиции Кунсткамеры мы воссоздали эту сцену: с одной стороны на экране Ледяной дворец (его облик для нас сохранили рисунки Корфа и картина Валерия Якоби), а с другой стороны - подлинные народные костюмы того периода в анимированных на экране гравюрах и витринных композициях.

Кстати, эту экспозицию мы в сокращенном виде в этом году показали на ПМЭФ, затем на форуме "Россия - Африка", и думаю, что гастроли еще продолжатся.

Вы уже представляете, что будет в новом здании?

Андрей Головнёв: Сегодняшней Кунсткамере много чего не хватает, но прежде всего - топографической связности. Мне представляется, что в идеале посещение нашего музея должно привести посетителя к трем открытиям: как произошел человек, что представляет собой кругосветное путешествие по народам и как родилась наука в России. Если он сделает эти три открытия, будет доволен и он, и я как директор музея. Поэтому экспозицию старой исторической Кунсткамеры мы преобразуем в этом ключе "трех открытий".

В новом здании мы намерены отчасти следовать этой концепции, но с помощью иных предметов и подходов. У нас масса нереализованных идей, в том числе мы хотим показать историю экспозиций Кунсткамеры разных эпох.

Кроме того, мы уже начали проект "Цифровая Кунсткамера", и в дальнейшем это будет целый музейный кибермир. Пока создана только экскурсия по Кунсткамере XVIII века, а затем к ней добавится виртуальная исследовательская лаборатория. Для этого необходимо оцифровать весь наш фонд.

Но ведь задача музея - это хранить и показывать подлинное...

Андрей Головнёв: Киберреволюция подкралась незаметно и совершила с нами все, что хотела. Сегодняшнее поколение засыпает и просыпается с гаджетами, и для него вся информация, деньги, решения, любовь существуют в киберпространстве. Сетевой человек - это новая реальность, которая все более значимо замещает собой физического человека.

Да, подлинник - это наш культ. Но наши бесценные меховые изделия пожирает моль, как с ней ни борись, а цифровая копия нетленна. Да, она мертва. Да, она копия. Но с точки зрения сохранения всех исходных качеств она вечна. И цифровая Кунсткамера оказывается киберхранилищем вечности.

Антироссийские санкции как-то влияют на вашу научную деятельность?

Андрей Головнёв: У нас есть проект под названием "Планета Кунсткамера", который начался еще до пандемии коронавируса и последующих событий. Мы решили активировать точки на карте, откуда привезены наши экспонаты - посмотреть, что в этих странах происходит сейчас, пригласить их к диалогу - ведь может получиться очень интересное общение.

Таких стран много, и это, если угодно, научная, культурная, музейная дипломатия. Возьмите алеутов - они к нам приезжают буквально в паломничество, у нас сохранились их святыни. У калифорнийских индейцев давно нет таких нарядов из перьев, как у нас на экспозиции. Даже в богатой культурой Индии уже истлело то, что сохранилось в Кунсткамере. Я имею в виду, к примеру, резной портик террасы дворца пешвы - верховного правителя города Махараштры. В Индии такие деревянные конструкции быстро разрушаются в силу климата, а в Северной столице России сохраняют первозданный вид (сейчас, кстати, портик на реставрации). Кроме того, мы продолжаем широкое международное сотрудничество: несколько недель назад заключили контракты с двумя университетами и национальным музеем Индии о совместных исследованиях; относительно недавно я был в Танзании, в ущелье Олдувай, где произошел прачеловек, откуда два миллиона лет назад двинулся по миру пращур хомо сапиенс. Сотрудничество Кунсткамеры со многими странами разных континентов развивается, запланированы совместные полевые работы, публикации, конференции. А "занавес" преодолим легко, он больше не железный. Мы уже проводим полевые киберисследования в киберпространстве Европы.

То есть интересы российской этнографии сейчас смещаются к югу?

Андрей Головнёв: Не без того, но Север остается нашим домом. Последняя книга, которую я написал, называется "Северность России".

Географически Россия - самая северная страна в мире, хотя у нас есть западные, южные, восточные интересы и связи. В главных исторических эпизодах России - при рождении Руси, создании Российской империи и утверждении СССР - северность проявляется особенно ярко: тому свидетельством и призванные на владение князья-северяне Рюриковичи, и построенная в ходе Северной войны петровская Северная столица, и возведенный до уровня темы освоения космоса культ Севера и Арктики в cоветскую эпоху. Между прочим, "окно в Европу" первоначально выглядело "северным окном" - так в 1739 году Франческо Альгаротти охарактеризовал Петербург: "Это огромное окно, недавно распахнувшееся на севере, - окно, через которое Россия смотрит на Европу". Пушкин в "Медном всаднике" фразу сократил, хотя и сослался на Альгароттти. Советский Союз вначале опасался Севера, поскольку Севморпуть был вотчиной полярного исследователя адмирала Колчака. Но вскоре, после спасения "Красиным" экспедиции Нобиле, прохода Арктики в одну навигацию Шмидта, ледового дрейфа Папанина, разработки северных ресурсов СССР вернул присущую стране северность. Нам осталось только осознать этот исторический и географический факт, обеспечивающий России самобытность и геополитическую устойчивость. Для России позиционирование себя как северной страны выгодно, удобно и избавляет от тупиковой дилеммы, Запад мы или Восток. На Севере мы в своем естестве, "в своей тарелке" - это не надо доказывать, достаточно просто осознать.

Ключевой вопрос

Почему вы назвали новую экспозицию "Многонародная Россия", а не более привычным словом "многонациональная"?

Андрей Головнёв: Мне кажется, в нем больше глубинного смысла и русского звучания. Именно народы являются главной ценностью и достоянием России. Богатство этнических традиций - это наша сокровищница и конкурентное преимущество.

Кстати, в главном зале Кунсткамеры до "Многонародной России" находилась коллекция "уродов". Но ведь наш музей - первый в стране, колыбель науки, лицо страны. И я с первых дней своего директорства поставил перед собой задачу: "От уродов - к народам".