Air America – от борьбы с Мао Цзедуном до наркоторговли
Многие хорошо помнят замечательный боевик «Air America» режиссера Роджера Споттисвуда 1990 года. Сложно было пройти мимо этого фильма с Мэлом Гибсоном и Робертом Дауни-младшим в главных ролях. Но так ли увлекательна была служба в этой секретной авиакомпании, которую спонсировало американское правительство, и руководило ЦРУ? Пробуем разобраться.
Для начала напомним сюжет фильма. 1969 год. Идет война во Вьетнаме и в Лаосе, в которую так или иначе вовлечены Таиланд, Камбоджа и Мьянма. Молодой американец, пилот вертолета новостного канала Билл Ковингтон (Роберт Дауни-мл.) теряет пилотскую лицензию из-за нарушения правил безопасности полетов. Весьма кстати ему подворачивается правительственный агент, который вербует его на «гражданскую» работу по доставке грузов в Лаосе с очень хорошей оплатой полетов.
На деле компания Air America оказывается прикрытием секретных операций ЦРУ по контрабанде оружия и наркотиков по всему Индокитаю. На авиабазе в Лаосе Ковингтон знакомится с другими безбашенными пилотами, которые летают на всем, что только собрала авиакомпания. Под свое крыло новичка берет опытный пилот Джин Райак (Мэл Гибсон), с которым они сдружились. Но по «ходу пьесы» главный герой выясняет, что самолеты Air America перевозят не только домашний скот, зерно и беженцев, но и оружие и наркотики, которые производят на авиабазе. Руководят всем этим «специалисты» из ЦРУ и продажный местный генерал. А его друг Билли Джин собирается заработать себе на пенсию продажей крупной партии оружия местным повстанцам.
Такова фабула фильма, который в слегка ироничной манере показывает работу пилотов в виде этакого легкого приключения. В фильме упоминается лишь один случай гибели экипажа из отряда Эйр Америки, хотя потерь было достаточно. Основная работа этой компании на ЦРУ по торговле оружием и наркотиками показывается лишь мельком, мимоходом.
Истинная история Air America очень туманна, и узнать ее из-за скудного количества общедоступной информации – сложная задача. Но по утверждениям оставшихся в живых пилотов и техников, «Эйр Америка» была авиатранспортным и логистическим предприятием, принадлежавшим и управляемым ЦРУ, хотя агентство годами отрицало свою причастность к авиакомпании и в конечном итоге продало ее в 1978 году. Истинной целью Air America было обеспечение тайной воздушной поддержки союзников Америки в Юго-Восточной Азии. Сюда входили поисково-спасательные операции, тактические вылазки спецназа, контрабанда оружия и наркоторговля.
История «серой» авиакомпании начинается в Китае во времена Второй мировой войны. Для поддержки националистов во главе с Чан Кайши американцы создали подразделение ВВС из примерно 100 самолетов Curtis P-40 Warhawk. Пилотами эскадрильи стали собранные по всему миру опытные летчики, имеющие боевой опыт. Они вошли в Американскую группу добровольцев (AVG). Это подразделение националистических ВВС Чан Кайши, создал и возглавил бывший пилот генерал-майор Клэр Ли Шенно (Claire Lee Chennault). В задачу группы входило противодействие японским силам вторжения и воздушные налеты на материковую часть Японии.
P-40 этой эскадрильи, которая получила неофициальное название «Летающие тигры», имели носы, которые раскрашивались под тигриную пасть с глазами. Группа AVG с 1942 года стала официальным подразделением ВВС США.
«Тигры» были успешным авиационным подразделением. Позднее генерал выдвинул идею создания гражданской авиакомпании, которая будет доставлять оловянную руду в морские порты Бирмы, для торговли на международных рынках в интересах Чан Кайши.
После победы в Китае маоистов, группу «Летающие тигры» распустили, но основной костяк боевых пилотов плавно перетек в гражданскую авиакомпанию Civil Air Transport (CAT). CAT основал сам Клэр Ли Шенно и Уайтинг Уиллауэр (Whiting Willauer) – директор Внешнеэкономической администрации (Foreign Economic Administration). Официально целью CAT было проведение воздушных операций по доставке продовольствия и запасов в опустошенный войной Китай на стороне антимаоистских сил Гоминьдана. Неофициально компания подрабатывала переброской гоминьдановских войск и вывозом хлопка из районов боевых действий. Разумеется, хлопок реализовался в пользу самой компании. Об этом писали шанхайские газеты, обвиняя авиакомпанию в спекуляциях вместо гуманитарных миссий.
Начало Корейской войны дало стимул правительству США приобрести авиакомпанию и задействовать ее базы в Индокитае. Когда северокорейцы пересекли 38-ю параллель, офис CAT в Гонконге немедленно начал подготовку к расширению операций в Азии. Бывший генерал Шенно по совету знакомого офицера ЦРУ предложил военным использовать объекты CAT на Тайване в качестве плацдарма для материально-технического снабжения. Но компанию «присмотрело» ЦРУ. К августу 1950 года авиакомпанию оно тайно купило ее за 500 000 долларов. Это дало спецслужбе возможность тайно действовать в регионе, который представляет значительный интерес для США. В 1959 году ЦРУ изменило название CAT на Air America.
Пилоты Air America принимали участие и в секретной войне ЦРУ в Лаосе. Во время этого конфликта ЦРУ массово использовало народность мео для борьбы с повстанцами Патет Лао. Мео зависели от выращивания опийного мака в качестве источника твердой валюты. Когда маковые поля были захвачены войсками Патет Лао, перевозки наркотиков прекратились. Чаще всего посадочные полосы были рядом с маковыми полями или прямо в них.
Урожай опиума скупался офицерами Ванг Пао (генерал королевских войск, командир «Секретной армии» – антикоммунистического ополчения Мео) для распространения в коммунистическом южном Вьетнаме. И именно Air America начала доставлять опиум из горных деревень на севере и с востока в Лонгсюен (административный центр провинции Анзянг на юго-западе Вьетнама).
Операции Эйр Америки в 70-х годах, во время войны во Вьетнаме, включали эвакуацию военных и гражданского персонала, оказание поддержки спецназу США, а также проведение фоторазведки. В дополнение к этим обычным задачам пилоты Air America, которые по большей части не знали, что работают на ЦРУ, участвовали в операциях по поиску и спасению сбитых американских пилотов и в других темных видах секретной деятельности.
29 апреля 1975 года США приказали провести экстренную эвакуацию военнослужащих и проамериканской администрации из Сайгона под названием «Операция «Частый ветер». Компания Эйр Америка за 18 часов предоставила 24 вертолета, что внесло значительный вклад в спасение 7000 высокопоставленных беженцев.
После завершения войны во Вьетнаме, уцелевшие самолеты Air America были переправлены на Филиппины, а компания была распущена. У ЦРУ больше не было необходимости владеть авиакомпанией и нанимать пилотов, большинство которых даже не знали, что являются сотрудниками ЦРУ. Несмотря на то, что пилоты и техники Air America официально были сотрудниками правительства США, им не было предоставлено никаких почестей или льгот. До сих пор сотрудники Air America пытаются получить льготы и пенсии за участие в боевых действиях, которые вела их страна в Индокитае.
Авиакомпания выкупала самолеты по всему миру. Особенно были популярны списанные после окончания Второй мировой войны самолеты и вертолеты военно-транспортной авиации. Хотя в работе были и бомбардировщики, которые приспосабливали для сброса грузов в поля.
Все типы самолетов и вертолетов перечислять нет возможности, их более 40. Приведем лишь некоторые, которые наиболее известны: Douglas DC-6, Douglas C-47, Douglas B-26, Douglas C-54, DHC-2 Beaver, DHC-6 Twin Otter, DHC Caribous, PBY-5A Catalina, Curtiss C-46, North American T-28, Beech Barons, Piper Apaches, Cessna U-17, Cessna O-1, Bell 47, C-130 Hercules, Boeing B-17.