Говорящие древности: убийцы Андрея Боголюбского

Мы продолжаем нашу серию «Говорящие древности», в которой рассказываем о берестяных грамотах, граффити и других интересных древних надписях нашей страны. И сегодня у нас — настоящий детектив, который начался 29 июня 1174, когда группа заговорщиков жестоко убила князя Андрея Боголюбского. Об этом событии сообщают самые разные источники, но 8 октября 2015 года история получила необычное продолжение. Именно в этот день на южной апсиде Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском было расчищено уникальное граффити.Левый столбецПравый столбецТекст и перевод:Петръ (Фралъвичь), Амбалъ, Якы[мъ] Куцковичь, Офрѣмъ [Мои]зичь, Добры[н]а М[и]китичь, Ур…, Микита, Петр[ъ] Иванковичь, Фрольць, Миръшька, Пьтръко, Стырята — си суть убиици великаго князя Анъдрѣя. Да будуть прокляти и въ с…Мѣсяця июня 29 убиенъ бысть князь Анъдрѣи своими паробкы. Овому вѣчная память, а симъ вѣчная мука. Ачь кто в помы[шлен]…‘Петр (Фралович), Амбал, Яким Кучкович, Офрем Моизич, Добрыня Микитич, Ур…, Микита, Петр Иванкович, Фролец, Мирошка, Петрко, Стырята (или: Петрко Стырята) — это убийцы великого князя Андрея. Да будут прокляты и в …Князь Андрей был убит 29 июня своими слугами. Ему — вечная память, а им — вечная мука. Если кто …’Расчистка и последующая оцифровка граффити позволили полностью вскрыть надпись, сделанную на высоте 110 сантиметров от цоколя апсиды. Граффито, помещенное в рамку шириной 26 см и высотой в 14 сантиметров, было разделено на две колонки и содержало список убийц Андрея Боголюбского — более пространный, чем в любом из источников — и проклятие им. При этом, как полагают исследователи текста Савва Михеев и Алексей Гиппиус, опубликовавшую прекрасную статью ««Убийцы великого князя Андрея»: Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Переславля-Залесского», запись была сделана через сравнительно короткий промежуток после события — в 1175-1176 годах, когда в Переславле княжил младший брат Андрея — Всеволод Юрьевич (впоследствии Большое Гнездо), что делает ее древнейшим относительно точно датируемым памятником письменности Северо-Восточной Руси.Собор, на котором обнаружена надпись. Фото Алексея Паевского, декабрь 2023 годаВот что пишут о списке убийц авторы статьи:«Ценную новую информацию дает перечень убийц, включающий имена 11–13 лиц. Главный заговорщик Петр, зять боярина Кучка, был, как выясняется, сыном Фрола — возможно, ктитора церкви Св. Флора и Лавра в Московском Кремле. Написание через ц отчества третьего из убийц, Якима, — Куцковичь — может свидетельствовать о новгородском происхождении Кучка. Для отчества четвертого в списке — Офрема Моизича — принимается объяснение В. С. Кулешова, возводящее его к арабскому имени Му‘изз, которое могло принадлежать мусульманину из Волжской Булгарии. Занимающий пятую позицию Добрына Микитич предположительно идентифицируется с ростовским боярином Добрыной Долгим — активным участником борьбы за наследство Андрея Боголюбского, погибши 27 июня 1176 г. в битве на Юрьевском поле. Последним в списке значится носитель редчайшего славянского имени Стырята, встречающегося также в комплексе надписей-граффити из церкви Благовещения на Городище под Новгородом».Интересно, что Стырята — молодой клирик из церкви на Городище и Стырята из переславльского граффити вполне могли быть одним человеком. Снова дадим слово авторам статьи:«Появление одного и того же чрезвычайно редкого антропонима на стенах двух княжеских храмов XII в., — при отсутствии других его фиксаций — заставляет задуматься над вопросом, не принадлежит ли это имя одному человеку. Мог ли новгородский клирик, подвизавшийся в первой половине XII в. в княжеской церкви на Городище, оказаться в 1174 г. в числе заговорщиков в Боголюбове? Как ни странно, возможность прописать означенную биографическую траекторию имеется. Ее открывает тот факт, что Всеволод Мстиславич после изгнания его новгородцами в 1136 г. в течение года находился на княжении в Вышгороде, откуда затем ушел княжить во Псков. Как известно, именно из Вышгорода отправился в 1155 г. во Владимир-на-Клязьме Андрей Юрьевич. Допустимо представить себе следующий ход событий. Стырята, бывший при Всеволоде молодым клириком княжеской церкви на Городище, вместе с князем ушел в 1136 г. из Новгорода и оказался в Вышгороде, где остался и после того, как его патрон ушел на княжение во Псков. В бытность Андрея Юрьевича вышгородским князем Стырята сблизился с ним и ушел с Андреем во Владимир в 1155 г. Причастность Стыряты к заговору в 1174 г. может в таком случае объясняться тем, что он, как и Кучковичи, был родом из Новгорода.Возможность отождествления двух Стырят представляет еще и историко-литературный интерес. Дело в том, что текст глаголической молитвы Стыряты, оставленный на стене городищенской церкви, имеет пересечение с молитвой, завершающей в Лаврентьевской летописи подборку сочинений Владимира Мономаха. Это совпадение может объясняться знакомством Стыряты с молитвой Мономаха. Но его также возможно объяснить и исходя из выдвинутой ранее гипотезы, трактующей заключительную часть молитвы как добавление к первоначальному тексту, сделанное во Владимире при Андрее Боголюбском. Редактура могла быть осуществлена кем-то из духовных лиц, приближенных к Андрею Юрьевичу, и Стырята с его предполагаемым новгородским происхождением вполне подходит на эту роль».Авторы также оставляют возможность, что Добрыня Микитич из числа убийц Андрея тоже (наравне с дядей князя Владимира Красно Солнышко Добрыней) мог оказать влияние на формирование былинного образа Добрыни Никитича. Ну а за подробным анализом мы всех направим на статью Михеева и Гиппиуса, свободный доступ к которой есть на портале Academia.Edu.

Говорящие древности: убийцы Андрея Боголюбского
© InScience