Кто придумал фейрверки и когда они появились на Руси
Новый год – самый долгожданный и красочный праздник в России. Ничто больше не празднуют так массово и беззаботно. Главное тут – настроение. Ожидание чуда и надежда. А создают их яркие украшения, нарядные новогодние елки и иллюминация. И уж точно ни одна новогодняя ночь сейчас не обходится без фейерверков.
Как бы с ними ни боролись, как не запрещали, все равно, хоть по-партизански, кто-нибудь да запустит шутиху или ракету. Тем более, что нынче это сделать стало заметно проще – торговля предлагает массу различных фейерверков. Так что огненное шоу уже не требует каких-то особых научных знаний, главное следовать инструкции и запускать их безопасно и там, где положено.
Родиной «огненных потех» вне всякого сомнения является Китай – тут их приоритет неоспорим. Но вот утверждение, что императоры Поднебесной любовались этой забавой еще до Рождества Христова, чуть ли не во времена строительства египетских пирамид – это чистая фантазия, а подчас и безграмотность.
Все дело в том, что любой фейерверк – это порох. А его в Китае изобрели только когда наступила наша эра. Первое достоверное письменное упоминание о порохе относится ко времени правления династии Тан. В одном трактате датированным 808 годом он описывается уже подробно.
Хотя в более ранних работах китайских даосских алхимиков имеются упоминания о некоем веществе из трех ингредиентов. Его описывает алхимик Вей Боян в 142 году, он говорит, что оно умеет «яростно летать и танцевать». Порох тоже имеет три ингредиента, летные свойства его, а особенно предметов, которые приводит в движение, хорошо известны. Но нет никаких других оснований утверждать, что Боян описал именно порох.
Тем более, что есть вещества, которые дают вполне схожий эффект. Например бамбук. Собственно, с него и началась история фейерверков. Древние люди всегда использовали огонь для отпугивания духов. Славяне жгли костры и чучела на масленицу, римляне устраивали факельные шествия, огненные действия проходили в Египте и Греции.
Китайцы не были исключением. Они также жгли костры для отпугивания злых духов и заметили, что если в него бросить молодой зеленый бамбук, то он будет искрить и взрываться. Духи должны быть в ужасе.
По легенде, именно такого шума, треска и искр в свое время испугался дракон Нянь, который выходил из морской пучины накануне нового года и страшно пакостил. Поэтому процедуру повторяют ежегодно и в Китае в это время все трещит и взрывается особенно яростно. Кстати, Нянь и новый год у китайцев обозначаются одним иероглифом.
Долгое время обходились бамбуком, пока кто-то не подкинул в костер вот это изобретение даосских монахов, которое мы сейчас знаем как черный порох. Шарахнуло так, что все перепугались не меньше дракона Нянь. Решили, что это средство посильнее зеленой травки будет.
Но порох уже начали применять и в военном деле. До пушек китайцы не додумались, но привязывали мешочки с порохом к стрелам, запускали большие стрелы из стволов бамбука, а сами они часто выполнялись в виде дракона. Он летал над войском противника наводя на него ужас.
Применили их и во время монгольского нашествия. Наверное, многим наивным степным воинам пришлось потом срочно менять штаны, но китайскую империю от завоевания это не спасло.
Еще раньше было зафиксировано первое письменное упоминание о фейерверке. И устроили его именно военные в 1110 году. Армия империи Сун, чтобы развлечь императора Хуэй-цзуна и его двор по случаю какого-то торжества, устроила представление с использованием порохового вооружения.
Получилось очень зрелищно, императорские летописцы наперебой записали увиденное – «шум похожий на гром», «огонь, украсивший небо». Судя по всему, представление получилось грандиозным. Ну а то, что его устроили военные удивляться не стоит, праздничные салюты в Москве ведь тоже артиллеристы запускают. Хотя в Китае потом доверили их устраивать ученым-монахам как специалистам и экспериментаторам.
Считается, что знания о фейерверках в Европу привез Марко Поло в XIII веке. Хотя справедливости ради стоит упомянуть о «греческом огне», применяемом византийцами с VII века и схожим по эффекту. Но его секрет утерян и не найден до сих пор.
Наибольшее распространение фейерверк в Средние века получил в Италии и Германии. Там даже образовались целые школы мастеров огненных потех. Да и само слово немецкое: «фейер» — огонь, «верк» — работа. Своими фейерверками стали знамениты венецианские карнавалы.
Но вот первое достоверное письменное свидетельство оставили англичане – там фейерверк запустили на свадьбе короля Генриха VII с Елизаветой Йоркской в 1486 году. С того момента они стали использоваться для привлечения публики, например перед оглашением указов. А поскольку удовольствие было не из дешевых, то вельможи стали их запускать у себя для престижа.
На Руси не отставали. Так известно, что «потешные огни» для развлечения Дмитрия Донского завозились из Германии. Начиная с XV века их уже использовали довольно регулярно, были и свои мастера. Но самый известный фейерверк был устроен царем Алексеем Михайловичем в Великом Устюге в 1674 году в честь голландского купца.
А уж его сын, Петр I, души не чаял в «огненных забавах». Он вообще был не дурак повеселиться, но только когда позволяли время и обстоятельства. Тогда устраивались шумные празднества по приличным поводам с непременным фейерверком.
Петр считался большим мастером по их изготовлению и многие придумал сам. Всем запомнился фейерверк по случаю наступления нового XVIII века при переходе на календарь от Рождества Христова. Он тогда длился целую неделю. Так что не только мы сейчас, но еще Петр Великий Новый год огнями встречал.
Традицию продолжили его потомки. Дочь Елизавета Петровна переняла страсть отца к фейерверкам, и они длились часами. Занимался ими граф Петр Шувалов, большой затейник по части огненных потех. От Академии наук – Михаил Ломоносов. Отмечают, что они особенно эффектно смотрелись зимой в темном Петербурге – ведь уличного освещения тогда толком еще не было.
Стоит сказать, что все фейерверки долгое время были одноцветными – желтыми. Иногда удавалось добиться иного цвета, чаще зеленого, и это было событие. Но с развитием химии в XIX веке стали добавлять в смесь ингредиенты, которые стали давать различные цвета. Шоу стало более красочным.
Последний дореволюционный фейерверк в России был произведен в 1915 году по случаю взятия Перемышля. А потом две революции, интервенция и Гражданская война. Восстановление после разрухи. Традиция возобновилась лишь во время Великой Отечественной войны, когда после взятия Белгорода и Орла в 1943 году в Москве был впервые произведен салют.
Но надо понимать, что салют отличается от фейерверка – это всегда залпы из артиллерийских орудий. Фейерверк же можно организовать и более скромными силами без применения военной техники. Чем народ и пользуется каждую новогоднюю ночь устраивая невероятную канонаду в надежде на счастливое будущее.