95 лет назад в Москве открылся Центральный дом культуры железнодорожников
95 лет назад открылся знаменитый ЦДКЖ — Центральный дом культуры железнодорожников. Его появление в столице породило легенду, ставшую частью сюжета романа «12 стульев». «Вечерняя Москва» узнала, могла ли история сокровищ быть реальной.
Вспомните один из эпизодов романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»: «Да вот они! — закричал румяный старик, радуясь произведенному эффекту. — Вот они! Очки протри! Клуб на них построили, солдатик! Видишь? Вот он, клуб! Паровое отопление, шашки с часами, буфет, театр, в калошах не пускают!..» По сюжету сокровища мадам Петуховой, за которыми охотятся Остап Бендер и Киса Воробьянинов, потрачены на строительство дома культуры железнодорожников. А между тем, согласно городской легенде, неожиданный сюжетный поворот появился из вполне реальных жизненных обстоятельств. Речь идет о Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ), расположенном в Москве на Комсомольской площади, и сокровищах купца Стахеева, благодаря которым и появилось это архитектурное чудо.
— Купец первой гильдии Николай Стахеев происходил из города Елабуга, — рассказывает москвовед Филипп Смирнов. — У него был очень диверсифицированный бизнес (стратегия, при которой деньги вкладываются в разные виды бизнеса. — Прим. «ВМ»). Если бы в 1913 году существовал список Forbes, Стахеев занимал бы в нем 20-ю строчку.
В Москве ему принадлежал особняк на Новой Басманной улице, дом 14. При этом много времени он проводил в Крыму, в Алуште.
— Там Стахеева считают человеком, построившим город, — продолжает историк. — Когда надо было с делать дорогу или построить лечебницу, купец вкладывал свои деньги.
А в Москве он жил в свое удовольствие. Сад Баумана на самом деле — это сад его усадьбы. Грот, который после реставрации открывал недавно мэр Москвы Сергей Собянин, был выполнен из ялтинского камня, который привезли, чтобы построить беседку на территории стахеевского сада.
Стахеев не принял революцию и в 1918-м был арестован, как только вернулся в столицу из Франции, куда сбежал годом ранее.
Говорят, что приехал он за спрятанными в доме ценностями. Но забрать их не успел — попал на личный допрос к Феликсу Дзержинскому. А тот, согласно еще более невероятной легенде, якобы отпустил купца и назначил ему персональную пенсию, правда, в обмен на богатства Стахеева. О странном повороте в судьбе купца судачила вся Москва. И легенде горожане, разумеется, верили.
— Неудивительно, что Ильф и Петров включили ее в свое произведение. Как говорится, утром в газете — вечером в куплете.
И нет ничего удивительного в том, что сюжет книги взят из реалий Москвы того времени. Конечно, нам вряд ли когда-нибудь удастся узнать, откуда большевики брали ценности на поддержание и становление нового государственного строя. Но звучит история вполне правдоподобно, — считает Смирнов. Кстати, Ильф и Петров были журналистами железнодорожной газеты «Гудок». Говорят, они даже брали интервью у Николая Стахеева. В итоге он стал прототипом Кисы Воробьянинова.
Легенды остаются легендами, а реальность — реальностью: ЦДКЖ был построен в 1927 году по проекту архитектора Алексея Щусева.
— В 1920-е годы согласно концепции, принятой на основании выкладок первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского, для предприятий самых разных отраслей должны были создаваться организации культурного досуга, — говорит Филипп Смирнов. — В первую очередь с троительс тв о рабочих клубов было возможно на тех производствах, которые имели хоть какую-то выручку. Народный комиссариат путей сообщения этому требованию соответствовал как нельзя лучше. Перед предприятием стояла задача — образовывать людей, показывать, как должен жить советский человек. Собственно, для реализации этих благих задач и был построен ЦДКЖ.
— Я видел чертежи Щусева, — поделился московед Александр Васькин. — Сначала он проектировал магазин. Затем назначение помещения изменили — его решили сделать очагом культуры. Щусеву пришлось чертежи доработать.
Клуб-театр для членов профсоюза железнодорожников в первые годы своего существования носил громкое имя Октябрьской революции. Лишь в 1935 году его переименовали в Центральный дом культуры железнодорожников.
В помещениях ЦДКЖ работали кружки и секции, создавались коллективы художественной самодеятельности, которыми руководили настоящие звезды эпохи.
Например, Леонид Утесов и Исаак Дунаевский. Здесь выступали писатели, праздничные мелодии звучали в исполнении собственного оркестра. Аркадий Райкин наведывался сюда во время московских гастролей Театра миниатюр.
— Мальчишек здание притягивало находившимися в нем макетами железных дорог, — улыбается Смирнов. — Сейчас они переданы в музей РЖД. За годы существования ЦДКЖ нисколько не поменял ни целей, заложенных при его строительстве, ни способов их воплощения. Здесь и сегодня проходят спектакли и концерты, лекции и мастер-классы. А театр, музыка, танец и интеллектуальный досуг — именно то, что востребовано у москвичей.