Тринадцатый месяц и 11-дневный Новый год: каким был календарь шумеров

Шумерский календарь — один из древнейших среди всех, которые были зафиксированы в письменных источниках. Впервые упомянут в конце XXIV века до нашей эры. Есть отрывочные сведения о календарях разных городов, но самый полный календарь — из города Ниппура, где находился храм главного бога шумеров — Энлиля.

Тринадцатый месяц и 11-дневный Новый год: каким был календарь шумеров
© BFM.RU

Откуда пришли шумеры — загадка. Их язык не имеет известных нам родственных языков. Сами себя они называли «черноголовыми», а их нынешнее название идет от титула более поздних вавилонских правителей — «царь Шумера и Аккада». Собственно, вавилоняне и ассирийцы и наследовали шумерам и аккадцам, используя шумерский язык для жреческих записей.

По лунно-солнечному календарю цикл состоял из двух полугодий: холодного и влажного Энтен и сухого и жаркого Эмеш. Месяцев было 12, а для выравнивания лунного и солнечного цикла вставляли дополнительный тринадцатый. Год начинался весной, после разлива рек. Примерно в день весеннего равноденствия, что соответствовало первым дням месяца ниссан. Новый год в шумерском календаре был одним из самых важных праздников, он длился 11 дней.

Ольга Попова ассириолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Нам очень хорошо известен ритуал, который приходился на это время. Ритуал назывался Акиту. Основной постоянный элемент этого праздника — это выход за пределы города статуи божества, а потом триумфальное возвращение этого божества обратно в город. Поскольку статуя воспринималась как сам бог, то каждый раз, возвращаясь в город, бог как бы заново заключал договор с городом и становился гарантом благополучия, хорошего урожая и процветания города.

Было у шумеров и свое представление о мире богов и людей, это практически целая протофилософия, которую называют «мэ». С одной стороны, это божественные силы, обязательный атрибут богов, с другой — некий свод правил, установленных для земного и подземного миров. Полнее всего «мэ» представлено в шумерском мифе об Инанне (это богиня любви и войны) и Энке (бог мудрости). Сюжет незамысловат: Инанна приходит к Энке, они пируют, и Инанна крадет это самое «мэ» у захмелевшего бога мудрости, чтобы принести его в город Урук. А она была его покровительницей.

Ольга Попова Этот текст нам дает полный список всех составляющих элементов шумерской цивилизации, например царская власть, социальные или любовные отношения, разные ремесла. И получается, что каждый из этих элементов имеет свой идеальный образ, как раз таки «мэ». Сами шумеры на самом деле не пытались никак объяснить эту категорию, а вот вавилоняне, их последователи, попытались ее скорее описать. И получается, что для них это воспринималось как нечто идущее от Ана — бога неба, блага, которое давало правильный порядок вещей. Как раз «мэ» принадлежали к главным богам шумеро-аккадского пантеона, богу Ану — богу неба, и дальше Энлилю — богу воздуха и Энке — богу мудрости и пресных вод. Но их можно было передать и другим богам меньшего ранга для того, чтобы они исполняли свои зоны ответственности.

Есть предположение, что из шумерского понятия «мэ» развились аккадские представления о таблицах судеб.

Вероятно, в древней Месопотамии существовали и другие локальные календари, кроме шумерского, но именно к нему восходит вавилонский календарь. Он был принят, как считается, при правлении царя Хаммурапи или его сына. Вавилоняне окончательно оформили лунно-солнечную систему и ввели семидневную систему недель с выходными днями. При этом последняя неделя года длилась восемь или девять дней, что позволяло стабильно начинать новый год с новой недели. Они же ввели и шестидесятеричную систему счета, которая сохраняется сегодня для времени и углов и прослеживается также в Южной и Восточной Азии.

Вавилонский календарь пережил множество геополитических катастроф, завоевание Ассирией, вхождение в состав Ахеменидской державы, Македонской империи и сохранялся вплоть до нашей эры, послужив основой для многих других календарей.