Сечень, травень, листопад и другие старославянские названия

Еще в конце XIX века кое-где в России встречались календари — бруски. На гранях или отдельных дощечках делали зарубки по числу дней в месяце и отдельно помечали дни праздников. Но связать эти бруски с языческим периодом невозможно. О славянском счете времени до принятия христианства мы знаем очень мало, первое упоминание календарных месяцев датируется XI веком. Но само индоевропейское слово «месяц» дает понять, что древние славяне пользовались лунным календарем.

Сечень, травень, листопад и другие старославянские названия
© BFM.RU

В популярных текстах можно встретить такие будто бы славянские названия месяцев, как бокогрей, хмурень, скопидом, густоед, ветрозим. Имеет ли это какое-то отношение к реальности?

Владимир Пчелов историк, завкафедрой РГГУ «Эти названия, про которые вы говорите, — это что-то придуманное. Были славянские названия месяцев, которые и сейчас известны в языках славянских народов, они присутствуют. Это общие такие старославянские, скажем так, названия еще эпохи славянского единства, немножечко они отличаются применительно к соответствию современным месяцам, условно говоря. Где-то листопад — ноябрь, где-то листопад — это октябрь. Также сечень, травень, червень, серпень, листопад, грудень, просинец. Кое-какие из них зафиксированы и в древнерусских памятниках, в Остромировом Евангелии, например».

О древнем времени славян можно судить по языческим ритуалам. Русальную неделю и ночь на Купалу церковь явно отвергает, а вот Масленицу интегрировала и трактует как Сырную сед(ь)мицу, неделю перед Великим постом, хотя сжигание чучела не приветствует. Вот что говорит Владимир Пчелов:

«Некоторые образы святых по семантике совпали, например святой Власий — покровитель скота, а был бог Велес, который был богом скота у славян. Разные пословицы и поговорки тоже, которые окружили христианский календарь».

Сам день начала Нового года до XVIII века отдельным праздником не считался.

«Зимний Новый год введен был в Россию указом Петра I в 1699 году с 1 января 1700 года. А до этого никакого зимнего Нового года в России не было. Новый год был 1 марта, весеннее начало Нового года. Это вообще традиционно для многих календарей, в том числе, например, для древнеримского календаря. Мартовское новогодие было и в древнерусский период, уже после принятия христианства. А сентябрьское новогодие, которое заимствовано было из византийской традиции, было установлено в 1492 году, то есть в конце XV века, и просуществовало до 1700 года, то есть весь период Московского царства было сентябрьское новогодие. Поскольку в конце XV века началась ориентация на византийские традиции, уже к тому времени Византия прекратила существование, но Москва воспринималась как продолжательница Византии, то здесь вместе с определенными элементами придворного церемониала появилось и вот это византийское новолетие, оно было воспринято на Руси».

Ну а нынешнее новогоднее счастье детишек и актеров — Дед Мороз со Снегурочкой — это довольно поздняя история.

«Дед Мороз существовал в русском фольклоре в образе некого Мороза, Морозко. Есть даже знаменитая сказка «Морозко». Но это был такой персонаж неантропоморфный. Он был не таким, как мы сейчас представляем, в валенках, в тулупе, в шапке. Это такая персонификация мороза, некий образ, символизирующий само это природное явление. Что касается Снегурочки, то она появилась в XIX веке во многом благодаря Александру Николаевичу Островскому и его народной сказке о девочке, слепленной из снега. Снегурочка изначально не была связана с Новым годом. Это был просто такой вот фольклорный сказочный сюжет о девочке, которая появилась из снега, была слеплена и ожила. Потом она летом растаяла. А уже сопряжение с Новым годом, образ Деда Мороза в советский период появились. Елку вернули в середине 1930-х годов. Вот тогда вокруг этого возникла вся уже новогодняя атрибутика».

Тогда же, на границе тридцатых, была пара попыток реформировать недельный цикл календаря: в 1929 году без особого успеха вводили календарь-табель с пятидневной неделей и плавающими выходными, а в 1931 году — шестидневку с единым выходным — этот вариант просуществовал восемь с половиной лет. С тех пор на реформу календаря больше не замахивались.