Почему погибший на фронте проиграл и в гражданском суде?

Свое эмоциональное обращение к прокурору Краснодарского края Сергею Табельскому Анастасия Котовец записала в главном историческом музее края, где открылась выставка в память погибших бойцов в зоне СВО. В числе экспонатов - личные вещи с фронта, снаряжение, инструменты, форма спасателя, наградные документы и фотографии ее мужа Георгия. Вдова рассказала, что после гибели мужа ее с двумя детьми вычеркнули из льготной очереди на жилье, и попросила у прокурора защиты.

Почему погибший на фронте проиграл и в гражданском суде?
© Российская Газета

Выстрел в упор

- Эта новость прозвучала для меня как выстрел в упор, - рассказывает Анастасия. - Мой муж свыше 16 лет проработал в Краснодарском аварийно-спасательном отряде, он спасатель первого класса, был заместителем начальника подразделения "Кубань-СПАС". С 2018 года наша семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий. В сентябре 2022 года в рамках частичной мобилизации Георгия призвали в армию. В зоне СВО он командовал взводом. За проявленный героизм был удостоен Георгиевского креста и ордена Мужества. 30 июня 2023 года он погиб, выводя свое подразделение из-под обстрела. А меня затем поставили перед фактом: "Вы исключены из очереди на улучшение жилищных условий". Аргументация чиновников при этом просто убивает: дескать, Георгий погиб не при исполнении своих должностных обязательств спасателя, а как военный...

Журналисты "РГ" встретились с ней в прокуратуре Центрального округа, где в большом актовом зале сотрудники надзорного ведомства нарядили елку и пригласили в гости детей участников СВО вместе с мамами. Настя пришла на праздник вместе с сыном и дочкой. Олечка еще совсем малышка, ей третий год, Леня уже почти взрослый - ему 12-й год. Он круглый отличник, осенью прошлого года поступил в Краснодарское президентское кадетское училище, где 16 декабря принял присягу. Леонид, судя по разговору с ним, гордится своим папой, и он, кстати, очень на него похож.

С момента создания семьи Котовцы поселились у мамы Анастасии в маленькой квартире жилой площадью 34,7 кв. м., где кроме них живет еще Настин брат.

Прямо на боевой позиции ему вручили Георгиевский крест IV степени. А второй награды - ордена Мужества - Котовец был удостоен посмертно. По словам боевых друзей, по их командиру враг бил прямой наводкой... Фото: Из семейного архива

- Мы с мужем надеялись получить государственную субсидию для покупки собственного жилья, - говорит Анастасия. - Ведь пять лет назад, когда встали на учет как члены семьи спасателя, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, были 14 по списку. Документы ежегодно обновляли. После рождения дочки думали, что вот-вот в свою квартиру переедем. Но Жора так и не дождался этого. А теперь нас из льготной очереди вычеркнули, переместив в муниципальную очередь, где наш порядковый номер, аж, сразу и не выговоришь,..18 370-й.

Спасатель-воин

31 января Георгию Котовцу исполнилось бы 39 лет. Семья жила в станице Елизаветинской под Краснодаром. Здешнюю школу №75 окончило несколько поколений Котовцов. И школьный музей, знаменитый на всю Кубань, хранит документы и фотографии, повествующие о жизни замечательных станичников.

"Я с детства вместе с отцом участвовал в походах, - рассказывал Георгий Котовец. - И многим навыкам спасателя научился именно там". Фото: Из семейного архива

Казус Георгия Котовца

Среди них есть снимок 1916 года, на котором запечатлены предки Георгия Котовца, ставшие обладателями двух Георгиевских крестов и других наград Российской империи.

- Я до сих пор не могу поверить, что Жоры больше нет. Для меня он уехал в командировку и просто не может оттуда позвонить, - говорит его отец Николай Григорьевич, который несколько десятков лет работал учителем в средней школе. - Он еще в детстве решил стать спасателем и серьезно к этому готовился. С третьего класса я брал его с собой в походы, учил переправляться через реки и преодолевать препятствия. Сын меня потом постоянно благодарил за полученные навыки.

В "Кубань-СПАС" Георгий пришел после окончания Краснодарского госуниверситета физической культуры, спорта и туризма. А до этого служил в армии в должности разведчика-пулеметчика разведроты. Он участвовал в ликвидации всех крупных ЧС на территории края. Тушил лесные пожары, боролся с последствиями наводнений и подтоплений, эвакуировал пострадавших, искал заблудившихся в лесу.

В зоне СВО командование доверило младшему сержанту исполнять обязанности командира взвода. Сослуживцы рассказали, как в начале июня их командир без потерь вывел взвод из окружения. И, несмотря на полученную контузию, эвакуировал раненых друзей с поля боя, за что прямо на боевой позиции ему вручили Георгиевский крест IV степени. А второй награды - ордена Мужества - Котовец был удостоен посмертно. По словам боевых друзей, по их командиру враг бил прямой наводкой...

Награды Георгия, полученные во время службы на СВО. Фото: Из семейного архива

Его могила на участке почетных захоронений городского кладбища Краснодара сейчас укрылась зелеными еловыми ветками и живыми цветами. Все новогодние праздники сюда шли не только родные и близкие героя, но и совершенно посторонние люди.

Сын Николая Григорьевича был и остается спасателем, только теперь - в памяти всех, кто его знал, и прежде всего - земляков. Сотни людей побывали на выставке, проходившей в главном историческом музее Кубани.

- Я столько слов поддержки услышала в свой адрес, что впервые после гибели мужа начала улыбаться, - замечает Анастасия. - Не помню уже, кто написал этот стих, но он словно о Жоре: "Спасатель-воин в трудный час придет на помощь, рукою сильной рев стихии укротит, спасатель-воин, его дух ничто не сломит, от всех опасностей он грудью защитит..."

"В военкомате Жора скажет, что служил в армии в должности разведчика-пулеметчика, - вспоминает Анастасия. - В зоне СВО это пригодится". Фото: Из семейного архива

Прокурор против судьи

Анастасия, впрочем, не осталась без поддержки. В ее интересах с иском в суд обратился прокурор Центрального административного округа Краснодара, где зарегистрирована и проживает семья. В роли ответчиков на процессе, который проходил в Первомайском районном суде, выступали администрация Краснодара и министерство ТЭК и ЖКХ края, на которое возложены обязанности по обеспечению за счет средств бюджета края предоставления единовременной денежной выплаты "на приобретение жилого помещения в собственность спасателям профессиональных аварийно-спасательных формирований Краснодарского края и проживающим совместно с ними членам семей, а также семьям погибших при исполнении должностных обязанностей спасателей".

Причем в случае их гибели, согласно краевому закону, семья должна получить соответствующую денежную выплату на жилье в течение полугода. Однако вдове Георгия Котовца в этом было отказано по причине гибели ее супруга "не при исполнении должностных обязанностей спасателя". Именно такую позицию заняли чиновники министерства ТЭК и ЖКХ края.

Но прокуратура с ней категорически не согласна. Ведь Георгий Котовец вплоть до гибели на СВО являлся действующим спасателем, трудовой договор с ним был прекращен приказом от 14.08.2023 г. по п.6 ч.1 ст. 83 ТК РФ "в связи со смертью работника".

В "Кубань-СПАС" Георгий пришел после окончания Краснодарского госуниверситета физической культуры, спорта и туризма. А до этого служил в армии в должности разведчика-пулеметчика разведроты. Фото: Георгий Котовец / vk.com

Семье Георгия Котовца было отказано в выплате субсидии на жилье по причине его гибели "не при исполнении должностных обязанностей спасателя". Именно такую позицию заняли чиновники министерства ТЭК и ЖКХ края

Как сказано в иске прокурора, "семье Котовец жилое помещение не было предоставлено не только в период его жизни, когда он ежедневно исполнял свои обязанности как спасатель, но и после его гибели, которая произошла при исполнении его обязанностей как мобилизованного гражданина, привлеченного к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Но чиновники с этим не согласились, о чем неоднократно заявляли в ходе процесса и в переданном в суд многостраничном отзыве на иск. По словам Анастасии Котовец, "министерство настроено твердо в своей позиции"… И возможно, поэтому Первомайский райсуд в полном объеме отклонил иск прокурора Центрального округа.

Однако это решение будет обжаловано в апелляционном порядке. Прокурор Кубани Сергей Табельский поддержал своих подчиненных, назвав позицию министерства формальной. "Жизнь гораздо многограннее, чем установленные рамки, - заявил он. - И не всегда надо им строго следовать. Особенно меня покоробила фраза "министерство стоит твердо". Выходит, даже тени сомнения не было, когда исключали семью погибшего спасателя из жилищной очереди? Это ужасно. Обязательно продолжим защищать права семьи на получение выплаты. Формальный подход тут недопустим".

Анастасия Котовец: Когда вставали на учет, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, были 14-е по списку. Теперь наш номер...18 370-й. Фото: Владимир Аносов / РГ

Закон и реальность

Разговариваю с заместителем прокурора Центрального округа Тамарой Михайлиди, которая представляла в суде интересы семьи погибшего спасателя. Она расценивает все случившееся с семьей Георгия Котовца как вопиющую несправедливость.

- Хотя о нарушении жилищных прав Анастасии со стороны властей речь не идет, - замечает она. - Если бы они нарушили закон, мы бы сразу восстановили ее и детей в очереди. Этот случай - наглядный пример того, что законодательство отстает от новых реалий. Мы ссылаемся на постановление правительства, согласно которому при мобилизации граждан за ними должны были сохраниться и социальные, и жилищные права. Должностные обязанности за нашим Котовцом были сохранены: он как был спасателем, так им и оставался вплоть до своей гибели, исполняя свой воинский долг. Значит, за его семьей должны сохраниться и жилищные права. Но чиновники уцепились за закон, предусматривающий предоставление жилищных субсидий семьям спасателей, в том числе погибших, который был принят задолго до объявления частичной мобилизации и который не отражает современной реальности.

Август 2019 года. Георгий Котовец, заместитель начальника подразделения 5 "Кубань-СПАС". Фото: Из семейного архива

По мнению зампрокурора, случай семьи Котовец - уникальный для судебной практики страны. Прокуратура рассчитывала прежде всего на справедливость Фемиды. Но та предпочла из-за повязки на глазах не следить за тем, что происходит в стране, и идти проторенной дорожкой.

- Насколько мы узнавали, те спасатели, которые были мобилизованы и погибли на СВО как участники, не состояли на жилищных учетах. Поэтому такой судебной практики нет, и нам нужно ее формировать, - убеждена Михайлиди.

Кстати, и врио главы министерства ТЭК и ЖКХ края Вячеслав Шапошник в беседе с корреспондентом "РГ" упирал на действующее законодательство. Но тем не менее признался: "Если бы суд поддержал иск прокурора, мы бы без слов выполнили его решение". Но пока правит бал бесчеловечный подход чиновников и представителей Фемиды к сложившейся ситуации. Взять на себя ответственность, видимо, не в их правилах.

Правда, есть надежда, что в происходящее вмешается губернатор края. Власти Кубани очень многое делают для помощи землякам, выполняющим свой долг в зоне спецоперации. А судьба павшего в бою краснодарца Георгия Котовца - наглядный повод продемонстрировать это на примере конкретного героя и его семьи. Но пока они молчат.

Тем временем

Как стало известно, ситуацией с Георгием Котовцом и его семьей заинтересовался председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он потребовал доклад о нарушении жилищных прав краснодарской семьи погибшего на СВО спасателя.